Главная Новости Как воспитать грамотного человека

Как воспитать грамотного человека

Учитель русского языка и литературы Георгиевской школы Ирина Меленчук стала победителем зонального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года». Ирина Александровна достойно представила Кинельский образовательный округ на региональном этапе конкурса, а перед этим важным событием она рассказала о себе и своих методических разработках.

На филфак привела литература  

Ирина родилась в Кубышевской области, но совсем маленькой родители увезли дочь в Киргизскую республику. Семья жила в Ошской области, городе Джалал-Абаде. Ребенком она училась в многонациональной школе, после окончания которой поступила в Киргизский Государственный университет, на филологический факультет. Вслед за распадом Советского Союза в республике начали проявляться недружественные настроения к представителям некоренных национальностей, и семье пришлось вернуться на самарскую землю.

«С 1995 года работаю в Георгиевской школе, — делится Ирина Александровна, — и считаю Георгиевку родным селом, не могу представить себя в другой роли и в другом месте. Здесь мои коллеги, мои маленькие и большие ученики. Будто жила здесь всю жизнь.

На филологический факультет меня привела литература. Любила читать, любила литературу как школьный предмет. Нравилось разбирать, анализировать произведения школьного курса, и преподаватели меня хвалили. С уважением смотрела на своего педагога русского языка и литературы. Бабушка рассказывала, что в детстве я часто представляла себя учителем в ролевой игре «школа», хотя позже она отговаривала меня от такого выбора профессии, зная, насколько сложен труд педагога, как много личного времени и сил он отнимает».

 

Время заявить

о себе

В своем выборе Ирина Меленчук никогда не сомневалась, и рада осознавать, что её примеру следуют и некоторые вчерашние ученики, продолжая обучение на филологических факультетах самарских вузов.

На учителе русского языка лежит огромная ответственность – воспитать грамотного ученика, способного выражать мысли и чувства с помощью слова. Каждый ребенок в процессе обучения предмету должен пройти важный этап — подготовиться к сдаче ОГЭ, а одиннадцатиклассники – к ЕГЭ. Русский язык обязателен к сдаче на итоговой аттестации, результат важен не только при поступлении в учебные заведения, но и для получения аттестата. Таким образом, все граждане Российской Федерации должны владеть нормами русского языка».

В текущем учебном году Ирина Александровна преподаёт русский язык и литературу в шестых классах, десятом и одиннадцатом: «В нашу школу приходят работать молодые педагоги, и это хорошо, но мне, как более опытному учителю, ежегодно приходится работать в выпускных классах, требующих подготовки к итоговой аттестации. Жду, когда „подрастут“ молодые коллеги и станут мне подспорьем. Мы также очень благодарны учителям-пенсионерам, которые выручают нас в сложные моменты — выходят работать, когда нужны дополнительные педагогические кадры».

Несмотря на тридцатилетний стаж, Ирина Александровна долго не решалась испытать себя в конкурсах профессионального мастерства: «Всегда сомневалась в своих силах. На самооценку влияло воспитание в стиле — не говори о себе, пусть другие о тебе скажут. Похоже, в этом году пришла моя очередь, и далеко не сразу согласилась, сомнения одолевали. Немаловажным фактором стало мнение коллег, которые во мне не сомневались, поддерживали, напутствовали. Решилась, подумав про себя, что опыт есть, методические наработки — тоже, не пора ли заявить о себе?».

 

Познавать язык

в единстве системы

Часть испытаний окружного этапа конкурса «Учитель года» прошла в заочной форме. Участники должны были представить видеозаписи открытого урока и классного часа, а в очном формате конкурсанты защищали свои педагогические идеи, проводили урок в незнакомом классе на зональном этапе конкурса.

Педагогическая идея Ирины Меленчук — «Обучение русскому языку на основе коммуникативного подхода», в рамках которого обучение грамматике и правописанию осуществляется в процессе развития речи обучающихся. «То есть во время изучения темы я предлагаю ученикам для разбора не отдельные упражнения с не связанными между собой предложениями или словосочетаниями, а текст, при организации работы с которым предлагаются задания, побуждающие обучающихся к речевому общению. И главным организующим средством такого общения выступают целевые коммуникативные установки.  Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций и обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.

Не секрет, что современные выпускники испытывают затруднения в демонстрации умений  грамотного построения монологической речи на устном собеседовании и не только. Умение правильно говорить не может развиться интуитивно, в этом направлении нужно работать, поэтому, на мой взгляд, хорошей основой для изучения русского языка и развития речи служит текст, как пример и стимул для создания обучающимися собственных монологических высказываний.

Мы должны научить ребят грамотному общению, грамотной устной и письменной речи. В дальнейшем — во время обучения в вузе, при устройстве на работу, в профессиональной сфере — грамотный во всех смыслах человек, умеющий эффективно общаться и отстаивать свою точку зрения, будет всегда конкурентным. И свой семинар я начинаю с цитаты Д.С. Лихачева: «Вернейший способ узнать человека — прислушаться к тому, как он говорит». Считаю, что в этих словах содержится социальный заказ современной школе и нам, педагогам-словесникам».  

Сергей КОВАЛЕНКО.

Фото автора.

 По материалам газеты  «Междуречье»
№8 (2034) от 5.03.2022 года

 

07.03.2022, 459 просмотров.

Новости

01 ноября 2025г.
Пример для всех
01 ноября 2025г.
Построим. Отремонтируем. Поможем
27 октября 2025г.
Военные вузы ждут юнармейцев
20 октября 2025г.
Ловим тревожные звоночки

Официальный интернет-портал правовой информации

Актуальная информация для субъектов предпринимательства

Архив новостей:

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Официальный сайт Администрации
муниципального района Кинельский Самарской области
Регистрационный номер Эл № ФС 77-74124
СМИ зарегистрировано Роскомнадзором
Учредитель: Администрация муниципального района Кинельский Самарской области.
Главный редактор: Троц Сергей Васильевич
Адрес электронной почты и номер телефона
редакции сетевого издания: 8 (84663) 21144. trotzkinel@yandex.ru
Вопросы по сайту: Клюшина Оксана Павловна

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Электронное Правительство Самарской области

Региональный портал государственных услуг Самарской области

Рейтинг@Mail.ru