Все дороги ведут к храму
Из истории собора Казанской Божьей матери
в селе Красносамарское
4 ноября в России отмечают сразу два события — День народного единства и праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери. И в этом глубокий смысл. Казанская — один из любимейших образов Пресвятой Богородицы в России. Именно Казанскую икону преподносили крестившимся после Таинства Крещения. Ее дарили молодоженам при венчании: во охранение семьи. И над кроваткой ребенка было принято вешать именно Казанскую — в защиту от духовных и физических недугов. К Казанскому образу Божьей Матери обращались с молитвой, когда просили исцеления от болезней, Казанской молились, страшась внезапной смерти. Её брали с собой в путешествия. А еще Казанскую считают спасительницей Отечества в лихую годину смут, войн, народных бедствий. В Кинельском районе собор в честь Казанской иконы Божьей Матери действует в селе Красносамарское. О том, как строился храм и сколько претерпел изменений, — в отрывке из книги Людмилы Мельниченко «Прогулки по Кинельскому району».
Село Моча (ныне село Красносамарское) стояло прямо на Московском тракте, или, как тогда говорили, «на Большой дороге». Был здесь и свой постоялый двор. В конце ХIХ века здесь было уже более 5 тысяч жителей. Село считалось зажиточным. Поэтому, когда местной церкви, построенной еще в 1854 году, потребовался капитальный ремонт, от него отказались. Было решено построить новый каменный трехпрестольный храм, один из самых больших в губернии.
Это было время бурного роста самарской экономики и расцвета культового зодчества. Храмы в губернии строились тогда в основном из кирпича, по проектам известных в стране архитекторов, а предметы культа и утварь заказывались у лучших мастеров Санкт-Петербурга и Москвы. Причем все церкви возводились при участии самарских купцов – они были наиболее активными и деятельными в тогдашнем обществе. Вот и на новый храм в селе Моча деньги собирали всем миром, но главными благодетелями стали известные самарские купцы — Антон Николаевич Шихобалов и Лаврентий Семёнович Аржанов. Не остался в стороне и помещик, дворянин Юлий Иосифович Поплавский. В этих местах у него было большое имение — усадьба и более 10 тысяч десятин земли с озером. Правда, в 1897-1903 годах он фактически полностью продал свои земли Крестьянскому поземельному банку, и его угодья через банк арендовали крестьяне, проходящие в документах как «Поплавское крестьянское товарищество». Но связи с любимыми местами Юлий Иосифович не терял: свою родовую усадьбу он превратил в „дачу с землей в 1592 десятины под сад и огород“. Да и поселок, после революции возникший на этом месте, до сих пор сохраняет название Поплавский.
Говорят, проект собора Казанской Божьей матери разрабатывал известный архитектор Адальберт Карлович Левенштерн. Именно он незадолго до этого построил по соседству – в Шихобаловском монастыре – храм во имя Святой Троицы. А наблюдал за строительством, начавшимся в 1908 году, губернский архитектор Алексей Алексеевич Волошинов. Храм возводился довольно быстрыми темпами. Специально под нужды этой стройки в селе был организован завод по производству кирпича, хотя заводом в полном смысле слова назвать его было нельзя. Это был принадлежащий церкви кирпичный сарай с печью, где обжигалось ежегодно не менее ста тысяч кирпичей. Для производства кирпича использовали местную глину (карьер, откуда ее брали, сохранился до сих пор).
Несмотря на то, что строительство храма еще не было завершено, с 1916 года здесь начались богослужения. Революция, а затем Гражданская война хоть и затормозили, но не остановили стройку, она продолжалась еще как минимум десять лет. Храм действовал до 1937 года, пока не был арестован и расстрелян священник Федор Степанович Степанов. Официально церковь в селе Моча была закрыта 30 июня 1941 года. Согласно постановлению Куйбышевского облисполкома, решено было храм взорвать, а кирпич пустить на хозяйственные нужды. Люди кинулись спасать иконы и оставшийся церковный скарб. Всё, что удалось вынести, погрузили на подводы и ночью отвезли в еще действовавшую Маломалышевскую церковь.
Храм трижды пытались взорвать, но он устоял. То ли взрывчатка была некачественной, то ли кирпичная кладка настолько крепкой, то ли исполнители не очень-то радели — неизвестно. В итоге решили приспособить обезглавленный храм под колхозный гараж, а позднее — под зернохранилище. Кресты на обновленных куполах появились лишь 21 апреля 2006 года. И вновь разлился над родным селом колокольный звон.
Купола красносамарского собора в честь иконы Казанской Божьей Матери со своей пятидесятиметровой высоты царят над всей округой. И в самом селе, по какой дороге ни пойдешь, неминуемо придешь к храму. Перед ним – большая площадь, по периметру которой стоят кирпичные здания, построенные в начале прошлого века. Это церковно-приходская школа и дома, где жили священнослужители. В центре площади – парк Победы, посаженный работниками колхоза имени Куйбышева еще в 1975 году. А к 70-летию Победы они же заложили здесь новую аллею – аллею Славы. Она ведет к мемориальному комплексу, сооруженному в честь земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Площадь у собора для сельчан – место священное, ведь именно здесь происходят все самые важные события в жизни села.
Людмила Мельниченко
(из книги «Прогулки по Кинельскому району», 2018 год).
По материалам газеты «Междуречье»
№42 (2012) от 30 октября 2021 года
01.11.2021, 5481 просмотр.
Новости
- 07 мая 2025г.
- Район встречает День Победы
- 07 мая 2025г.
- Уважаемые жители и гости района! Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, жители блокадного Ленинграда! От всей души поздравляю вас с великим праздником – 80-летием Победы!
- 07 мая 2025г.
- Возвращение Солдата-победителя
- 07 мая 2025г.
- Начат ремонт объектов
Актуальная информация для субъектов предпринимательства
Архив новостей:
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 |
---|---|---|---|---|---|---|
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |