Главная Новости На бересте, как на холсте

На бересте, как на холсте

Особый вид живописи открыл для себя и окружающих художник и реставратор Константин Боровков. Написанием икон на бересте он снискал себе широкую известность, его работы десятками расходятся по храмам, выставкам и частным коллекциям России и всего мира. Творения Константина Боровкова привлекают внимание и умиротворяют одновременно, а выглядят как естественное создание природы, подчеркнутое рукой мастера.

Делал щит Родины

В 1981 году Константин окончил с красным дипломом живописно-педагогическое отделение самарского художественного училища имени К.С. Петрова-Водкина. Преподавать изобразительное искусство молодому специалисту не довелось. Вместо этого он 14 лет отработал токарем на самарском заводе «Металлист». Как выражается Константин: „Щит Родины делал, был занят на производстве элементов ракетных и авиационных двигателей, в том числе для ракет-носителей „Энергия“, „Протон“ и „Зенит“. Работа была ответственная — микроны ловили при обработке материалов, станок давал такую возможность“.

Коллеги по цеху сначала отнеслись к новичку скептически, со снисхождением — какой толк от художника? А тот уже через три месяца был допущен к изготовлению космической продукции. Преподаватель по образованию, он стал токарем четвертого разряда.

«Производство было секретным настолько, что главный цех с внешними стенами завода не соединялся, а стоял внутри корпуса, по центру, вокруг другие цеха. С улицы не заглянешь. Почему не работал по своему профилю? Все просто, женился, а жить-то надо где-то . Учителям квартир не давали, а заводчанам, особенно которые над стратегическими разработками трудились — пожалуйста, и льготы ещё всевозможные. Такие были приоритеты у государства, нужды культуры по остаточному принципу обеспечивались. Собственно, оттого наш ракетно-космический комплекс и был на голову выше конкурентов.

Когда начался распад, от ста семидесяти человек рабочих остались я и два слесаря. От полугода до года зарплату не платили, а когда начинали возвращать — деньги инфляция съедала. Как выжили в девяностые — не знаю, и вспоминать не хочется», — делится Константин Боровков.

 

Как старинная икона

Написанием икон на бересте Константин увлекся в свободное время от трудовых будней за токарным станком: «Снимешь лоскут с дерева — вот тебе и основа для картины. У березовой коры такой цвет и структура, что фантазия сама работать начинает. Бери только и вписывай изображение. Каждый кусок бересты имеет свои особенности — оттенки, плотность, пятна, дефекты, и всё вместе это делается частью замысла художника. Затемнения, полоски, узелки в древесине становятся уникальным фоном, вплетаются художником в тени, превращаются в элементы одеяний, ложатся светом на лица. Найти материал не проблема — чурбаки березовые где примечу, или в посадку иду, и беру бересту с высохших березок. С живого дерева не снимаю.

Береста похожа на старинный, потемневший холст. Всмотришься в темный рисунок, в нем словно уже спрятана картина, нужно только приложить руку и сделать лик видимым стороннему зрителю».

На бересте удобно писать, считает художник, но только после того, как пройдешь путь проб и ошибок: «Сначала пробовал акварельными красками, но они слабые. Гуашь использовал, затем перешел на темперные краски, а дописывать можно и маслом.

Почему не натюрморты стал изображать на бересте, или, скажем, пейзажи? Отвечу — вы посмотрите на бересту внимательно. Какие образы первыми в голову приходят? Я будто старинную икону увидел, именно такой фон и оттенки характерны для иконописи. Остается очистить древесину от лишнего, освободить лицо, фигуру, спрятанные природой.

То же самое я делаю со старыми иконами, которые мне приносят на реставрацию. Процесс схожий. Только в случае с берестой изображение появляется уникальное, через фантазию, а во время реставрации, наоборот, нужно вернуть лик, созданный кем-то до тебя. Бывает, приносят совсем черные дощечки, ничего не рассмотреть. Начинаешь отмывать — проявляется образ. Так и с берестой, тот же самый эффект.

Лучший художник — человеческое воображение

Иконы Константин писать не умел, но тут, как ни странно, принесло свою пользу образование: «Нам в художественном училище историю искусств преподавали. Говорили, что до 18 века в России все изобразительное искусство было представлено лишь иконами, и только потом пошли пейзажи-портреты. Оказывается, всё это я знал, это во мне пребывало. Когда люди интересуются, откуда у меня знания, как иконы писать, то абсолютно честно говорю — научили в светском, мало того, советском учебном заведении. Единственное — я долгое время знания не применял, но постепенно освежил, накопил опыт».

В 1997 году праздновалось 850-летие Москвы, и от Самарской Епархии на Всероссийской выставке были представлены берестяные иконы, написанные Боровковым. Автор получил много благожелательных отзывов и напутствий — пишите и дальше, кроме вас, никто этого не делает, развивайте свое направление. «Это нетрадиционное искусство, — согласен Константин Боровков, — никто никогда на Руси икон на бересте не писал. Именно поэтому я варюсь в собственном соку — как придумал, так и делаю. До всего доходил сам. А хотелось бы поучиться, подсмотреть, приемы перенять и ошибок не повторять. В каждом искусстве есть секреты, наработки, решения, традиции. Про традиционные иконы я много знаю, меня даже приглашали в Самарской семинарии лекции по иконописи читать, а с берестой продолжаю совершать открытия. Береста, с одной стороны, будучи настолько фактурной, мне помощь оказывает, а с другой — диктует, ведет художника. Добиваюсь, чтобы изображение казалось естественным, выросшим вместе с берестой, а не написанным. Хочется природного эффекта, чтобы меньше чувствовалось присутствия моей руки, и это очень хитрый момент. Самый лучший художник — человеческое воображение. Мастер должен лишь дать направление воображению зрителя, а зритель все детали, которые прописаны неявно, в своем воображении достраивает, видит по-своему. Картинка, по сути своей, она не на бересте, она в голове у человека возникает, и у каждого своя».

 

По образу и подобию

«Была у меня одна особенность во время учебы, — вспоминает художник, — как приезжему из Саратовской области студенту, мне постоянно не хватало стипендии на жизнь. А чтобы натянуть холст на подрамник, загрунтовать его — расходов не миновать. Я обратил внимание, что после просмотров и выставления оценок в конце семестра, все холсты живописные собираются и выбрасываются на задний двор училища. Вместо того, чтобы делать новую постановку, я собирал старые работы. В следующем семестре доставал старый холст, переворачивал его — чтобы изображение не отвлекало, становилось для меня просто фоном, и поверх рисовал уже свой натюрморт. Холст уже загрунтован, и на нем слой краски, а масло по маслу прекрасно ложится. Некоторые детали, вписывающиеся в мою картину, даже оставлял, если по цвету, например, подходило. Преподаватели ругались, ведь некоторые мои работы отбирались в фонд училища, а они все — на записанных холстах. Поэтому требовали, чтобы хоть семестровые постановки на чистом холсте выполнял. Заметил минусы такого подхода — записанное полотно диктует тебе технику писания, приходится подстраиваться, отсюда у меня даже дефект выработался — когда ставил перед собой чистый белый холст, то не знал с чего начать, боялся. А в реставрации икон и в работе с берестой этот опыт помогает».

Для вдохновения художнику не обязательно обращаться к духовной сфере. Порой, бывает достаточно посмотреть из окна, и ничем не примечательный деревенский пейзаж — старый деревянный дом, забор и дерево — перемещаются с противоположной стороны улицы на небольшой берестяной лист, как будто всегда там были.

В другой раз принес кто-то на праздник подсолнухи, они уже вянуть начали, Константин их забрал и написал на бересте натюрморт: «Вполне обычный — на втором курсе такие делал, ничего нового, ничего сложного. Пейзажи, натюрморты — этого добра у меня много за плечами. Когда обычную картину пишешь — каждое действие отработано, в голове есть чёткий план, результат предсказуем заранее. В написании икон на бересте есть момент открытия, новизны. Взять, например, одну из икон на бересте, „Голгофа“ называется. Я написал её с одними мыслями в голове, и только позже рассмотрел, открыл множество новых символов и смыслов.

Как профессиональный художник, могу и пейзажи, и натюрморты писать, все, чему учили, но душа не лежит. Сделать портрет, изобразить человека — постараюсь, и характер передам, и остальное, но… Если задаться вопросом, кто был первой иконой, где ее написали, где сделали? Первая икона, оказывается, это человек. По образу и подобию сотворенный. Мы — образ и подобие Божие. Замечали, когда батюшка по храму идет во время службы, он сначала кадит образа на стенах, потом поворачивается и кадит присутствующих людей — образы святых, и людей. Мы тоже — образа божьи, пусть грехами и замутненные. Этот смысл даже в обряде сохранился».  

 

Творчеством показываю дух свой

Более десяти лет Константин Боровков живет в Сколково. Его дочь купила здесь дом, сначала на выходные приезжали в село, отдохнуть, а в итоге перебрались насовсем. Константин помогает близким по хозяйству, служит алтарником в храме, а в свободное от работы время занимается живописью и реставрацией.

При храме имеется мастерская, где Николай Боровков чувствует себя как дома в окружении многочисленных полотен. При этом большинство берестяных икон обрели себе новых хозяев и новые стены. Увидеть их можно на фотографиях, у мастера накопился целый каталог — несколько фотоальбомов. Насколько уникальны творения иконописца, настолько же увлекательны их судьбы. Они хранятся у митрополитов, у епископов, и даже у Патриарха Кирилла. Боровков написал ряд икон для Горненского женского монастыря в Иерусалиме, его икона есть в испанском городе Сантьяго-де-Компостела.

Художник находит и показывает нам фотографию Эмира Кустурицы. Всемирно известный режиссер, актер и музыкант держит в руках подаренный ему образ, написанный Боровковым на дереве с обзолом коры.

Одна из икон сколковского живописца хранится в Луганске, в Свято-Петропавловском соборе — список с чудотворного Владимирского образа был отправлен в республику на замирение во время вооруженного конфликта. «Живое древо» — так называлась выставка работ Боровкова в Самарском областном художественном музее. Название придумал Алексей Солоницын, брат известного актера Анатолия Солоницына, сыгравшего Андрея Рублева в одноимённом фильме Андрея Тарковского. Писатель как-то зашел в мастерскую и воскликнул: „Да тут у тебя настоящее живое древо“.

Константин Боровков не причисляет свои творения к настоящим иконам. Наиболее подходящим он считает слово «инсталляция», означающее дословно „объемно-пространственная композиция из разнообразных реальных предметов, объединенная единым художественным замыслом“.

Занимаясь своим необычным творчеством, художник не преследует корыстных целей: «Я свои минуты славы уже получил. Продавать свои работы не считаю нужным, чаще дарю. Мне для жизни многого не надо, обулся, оделся, поел — мне хватает. Мое увлечение — это личностное „я“, которое могу показать людям. Своим творчеством показываю дух свой — вот чем я живу, вот что мне интересно».

Сергей КОВАЛЕНКО.

 Фото автора.

 По материалам газеты  «Междуречье»
№4 (2030) от 5 февраля 2022 года

 

07.02.2022, 905 просмотров.

Новости

01 ноября 2025г.
Пример для всех
01 ноября 2025г.
Построим. Отремонтируем. Поможем
27 октября 2025г.
Военные вузы ждут юнармейцев
20 октября 2025г.
Ловим тревожные звоночки

Официальный интернет-портал правовой информации

Актуальная информация для субъектов предпринимательства

Архив новостей:

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Официальный сайт Администрации
муниципального района Кинельский Самарской области
Регистрационный номер Эл № ФС 77-74124
СМИ зарегистрировано Роскомнадзором
Учредитель: Администрация муниципального района Кинельский Самарской области.
Главный редактор: Троц Сергей Васильевич
Адрес электронной почты и номер телефона
редакции сетевого издания: 8 (84663) 21144. trotzkinel@yandex.ru
Вопросы по сайту: Клюшина Оксана Павловна

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Электронное Правительство Самарской области

Региональный портал государственных услуг Самарской области

Рейтинг@Mail.ru