Главная Новости Ум на кончиках пальцев

Ум на кончиках пальцев

23 января в мире отмечается День почерка, или День ручного письма, с целью напомнить об уникальности этого человеческого навыка. Благодаря телефонам, компьютерам, общению через мессенджеры и электронную почту мы всё реже пишем ручкой на листе бумаги. Даже в школе сейчас уделяют меньше времени чистописанию. Хотя есть мнение, что, теряя этот навык, мы лишаем себя некоторых преимуществ.

Накануне праздника мы побывали в ряде школ, где о нюансах и трудностях становления почерка, а также о пользе каллиграфии в обучении рассказали учителя русского языка и начальных классов.

Из истории праздника

Этот необычный праздник был учрежден в 1977 году, а его инициатором стала Ассоциация изготовителей канцелярских принадлежностей для письма. Главная задача заключалась в возрождении искусства каллиграфического почерка во времена отказа общества от написания писем и документов в пользу эксплуатации компьютерных устройств.

Начиная разговор о ручном письме, все педагоги, не сговариваясь, вспомнили известное выражение Василия Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Чаще всего красивый или хотя бы правильный разборчивый почерк, как утверждают педагоги, встречается у детей, которые до школы развивали мелкую моторику посредством работы с пластилином, мозаикой, пазлами и прочим. Когда речь идет о малышах, то по тому, как он управляет своей рукой, можно судить и о стройности его мысли. А вот несформированность графо-моторных навыков, уверены учителя начальных классов, в дошкольном возрасте влечёт за собой ряд проблем у младших школьников: быстрая утомляемость при письме, низкий темп письма, большое количество помарок, „грязное“ письмо, некрасивый почерк и т.д.

Тетрадь – это лицо ученика

Елена Зезина, учитель начальных классов Угорьевской основной школы (стаж работы – 31 год):

– Своим ученикам все годы работы в школе я повторяю одну фразу: «Тетрадь – это лицо ученика». Согласитесь, никто не хочет видеть это лицо помятым, грязным и в каракулях. Поэтому над почерком работаем. К сожалению, в нашем селе нет детского сада и требовать от родителей дошкольной подготовки детей мы, педагоги, не можем. А родители в силу незнания или нежелания не всегда заботятся о развитии ребенка дома. Печально, но факт – некоторые дети только в школе пробуют работать с пластилином, ножницами, мелками и цветной бумагой. А вспомните бабушкины потешки на пальчиках: „Сорока-сорока…“, „Ивану большому…“ и другие. Сейчас с детьми редко так играют. А все это – атрибуты развития мелкой моторики в дошкольном возрасте. Письмо – это уже следующий этап. Оно также развивает двигательные способности пальцев. Всё это запускает работу определённых отделов мозга, которые не задействованы при наборе текста на клавиатуре. Не говоря уже о том, что при общении в гаджетах некоторые отделы мозга, по мнению специалистов, просто „спят“. Получается, мы ребенка, который пропустил начальный дошкольный этап, пытаемся научить писать. В таких условиях результат не может радовать, но мы все равно работаем.

Есть и еще одна сложность. Дети привыкли к возможности исправить, вернуться на прежний уровень, как в игре на компьютере или телефоне. В канцелярии они нашли для себя «полезный» гаджет – ручку „Пиши-стирай“. Я против. Ведь одна из задач письма – это обдумывание, а значит формирование абстарктного мышления. Делая заметки от руки, в уме мы заранее формулируем предложение, чтобы позже не вносить исправления и не переписывать всё заново. При наборе текста на компьютере или в телефоне нет такой необходимости, так как можно быстро внести правки и переставить слова местами.

Вместо урока – минутки чистописания

Ольга Герасимова, учитель начальных классов Покровской основной школы (стаж работы – 30 лет):

– Я вспоминаю годы своего ученичества. Тогда писали перьевыми ручками и не сразу. Первоклашки сначала карандашом старательно выводили каждую букву. Алфавит и начертание букв учили целый год, поэтому на становление руки ученика педагогу времени хватало. Как только учитель видел, что почерк ребенка начинает сформировываться, торжественно вручал ему перьевую ручку. В моем раннем ученичестве было очень почетным оказаться в числе первых, кому доверили писать чернилами. Между ребятами устаивались настоящие соцсоревнования по овладению письмом и красивым почерком.

Программа меняется, усложняется, и сегодня отводятся только минутки на чистописание. А дети приходят в школу настолько разные, и чаще всего совсем не подготовленные к письму. В школе первоклассникам дается всего три месяца на адаптацию к школьной дисциплине, умению сидеть за партой и держать ручку. Параллельно ребенок учит буквы. Каждый урок – новая буква. Через полгода обучения в 1 классе уже заканчивают писать в прописях. Времени на отработку руки нет, только дома. К сожалению, в современном формате обучения красивый почерк уходит на второй план. Сегодня корректнее говорить о разборчивом почерке и правильном соединении букв. Хотя в своем классе я все годы начальной школы устраиваю детям минутки чистописания. Вот сегодня мои второклашки в начале урока писали свои самые нелюбимые буквы, которые хуже всего получаются у них при письме.

Твой почерк – просто космос!

Анастасия Белоконь, учитель начальных классов Угорьевской основной школы (молодой педагог):

– В ряде дисциплин при подготовке учителей начальных классов обязательно есть каллиграфия, или чистописание. Для меня это стало хобби. Знаете, есть интересный факт: раньше в странах Азии – Китае и Японии – в лучники охотнее брали каллиграфов. Многолетний опыт показывал, что они были более меткими. Вывод: письмо от руки развивает глазодвигательную координацию, скорость и точность зрительного восприятия. Поэтому с началом работы в школе поставила для себя цель – у моих учеников должен быть красивый почерк.

Но все начинается с правильно поставленной руки. Нередки случаи, когда ребенок приходит в первый класс и ручку держит, как меч, или всеми пятью пальцами сразу. В этом случае на помощь приходят насадки на ручки «Рыбки» или „ручки-самоучки“ для правильной постановки пальчиков для письма или ряд других полезных принадлежностей, которыми богата современная канцелярия. Для ребят начальной школы я придумала конкурс „Твой почерк – просто космос!“, меня поддержал директор школы и коллеги, и теперь в нем участвуют все ребята с 1-4 классы.

Стараюсь, чтобы ребята писали чаще от руки. При письме лучше запоминается информация. Если записывать от руки под диктовку, например, определения или правила, то мозг более тщательно обрабатывает услышанное. Включённость при рукописном письме выше, мозг работает активнее, и запоминается информация лучше. Как говорится, «записывается на подкорку». Польза ручного письма очевидна.

Лариса Солдатова, учитель русского языка Покровской основной школы (стаж работы – 42 года):

– Почти все текстовые редакторы на компьютере или в телефоне автоматически исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. И те, кто в основном печатает тексты, со временем перестают задумываться о правописании. В то время как при написании от руки неизбежно вспоминаются то одни, то другие правила русского языка. Поэтому мы, учителя русского языка, «за» ручное письмо. С другой стороны, написано должно быть не только грамотно, но и разборчиво. „Я должна понять, что вы написали, от этого зависит ваша оценка“, – не устаю повторять своим ученикам. У меня есть многолетний опыт работы в комиссии по проверке экзаменационных работ у девятиклассников. Да, первую часть ГИА проверяет компьютер, но ведь вторую текстовую часть проверяют педагоги. И если к почерку своих учеников ты привыкаешь и можешь его расшифровать (хотя это и непросто), то работа незнакомого ученика с плохим почерком сравнима с наскальными рисунками: понять ничего не можешь, а ребенка жалко, вдруг написал правильно, просто непонятно.

Поэтому даже в среднем звене работаю над почерком ребят: на минутках чистописания прорабатываем соединения букв и правильное их начертание на тренировочных карточках в косую линейку». 

Современные графологи и психологи называют семь основных характеристик почерка, по которым можно создать портрет человека, – размер букв, их наклон и форма, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов, общая оценка почерка. Между особенностями почерка и чертами характера существует связь, потому что человеческий мозг подсознательно «водит» рукой пишущего. Работой мозга, кстати, они объясняют и то, что при взрослении и изменении характера почерк человека также меняется.

Елена Грошева

По материалам газеты    «Междуречье»

№  2 (2130) от 20.01.2024 года

22.01.2024, 128 просмотров.

Новости

07 мая 2025г.
Район встречает День Победы
07 мая 2025г.
Уважаемые жители и гости района! Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, жители блокадного Ленинграда! От всей души поздравляю вас с великим праздником – 80-летием Победы!
07 мая 2025г.
Возвращение Солдата-победителя
07 мая 2025г.
Начат ремонт объектов

Официальный интернет-портал правовой информации

Актуальная информация для субъектов предпринимательства

Архив новостей:

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Официальный сайт администрации
муниципального района Кинельский Самарской области
Регистрационный номер Эл № ФС 77-74124
СМИ зарегистрировано Роскомнадзором
Учредитель: Администрация муниципального района Кинельский.
Главный редактор: Троц Сергей Васильевич
Адрес электронной почты и номер телефона
редакции сетевого издания: 8 (84663) 21144. trotz@kinel.ru
Вопросы по сайту: Клюшина Оксана Павловна

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Электронное Правительство Самарской области

Региональный портал государственных услуг Самарской области

Рейтинг@Mail.ru