Главная Новости Если летать, то выше и лучше

Если летать, то выше и лучше

«Что я чувствую, когда нахожусь в небе? В полете восприятие жизни происходит совсем по-другому, чем на земле. С каждым взлетом ты ощущаешь, что живешь. Если не удается подняться в воздух на протяжении двух-трех недель, то уже ощущаешь тяжесть, апатию. Я ведь более 40 лет изо дня в день, из года в год выполняю свою работу. И пока здоровье позволяет, я с аэродромом не расстанусь», — говорит лауреат областной общественной акции «Народное признание» 2012 года Геннадий Черковский. Отвлекшись на время от повседневных забот, связанных с руководством Самарским областным аэроклубом ДОСААФ России, Геннадий Иванович рассказал, как для него складывалась дорога в небо.

Дорога в небо

В авиацию Геннадий Иванович пришел, как и многие мальчишки в советские времена. Закончил школу в Волгограде, и для себя решил, что станет летчиком, военным. При постановке на учет в военкомате написал рапорт о своем желании поступить в летное училище. Все хотели, конечно, учиться в самых знаменитых и прославленных учебных заведениях — в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков или Черниговском училище. Юношам рассказали про Армавирское училище войск противовоздушной обороны, что там готовят летчиков, которые летают на самых быстрых самолетах, истребителях — и он подал документы. Несмотря на то, что конкурс был высоким — 10-12 человек на место, поступил, а через четыре года остался в училище инструктором.

«В стране тогда действовала мощная система вузов, — вспоминает Геннадий Иванович, — существовало 18 военно-воздушных училищ, плюс училища ПВО. Летчики были востребованы, курсантов обучалось много, следовательно, инструкторы тоже нужны. И, хотя все рвались служить в строевые части — престижно было, но приказ есть приказ — стал работать с курсантами. Буквально через четыре месяца после окончания получил собственную летную группу. Для училища главное что — первоначальное обучение курсантов, а для этого важна хорошая погода. На юге Советского Союза тогда располагалась мощная группировка авиации и целая сеть аэродромов, расположенных в 30-40 километрах друг от друга. В Азербайджане, где я прослужил инструктором десять лет, триста дней солнечного сияния — оптимальные метеоусловия, хотя о бытовых условиях такого не скажешь. Через год службы я стал старшим летчиком, еще через год — заместителем командира эскадрильи. Летали круглый год, летали очень много, набирая 300-350 часов налета в год — для истребительной авиации это очень солидно. Если в строевых частях первый класс получали через 5-6 лет, то я получил инструкторский первый класс буквально через два с половиной года после окончания училища — мой налет составил около 800 часов. Единственную отдушину при такой напряженной работе я находил в авиационном спорте. Считал, что если уж посвятил себя летному делу, то летать нужно выше всех и лучше всех, стремиться к совершенству и за пределы ограничений. Хотя, стоит добавить, — любое действие спортсмена всегда четко рассчитано — абсолютной свободы не бывает. Мои спортивные выступления складывались удачно, и первый раз чемпионом Советского Союза по авиационному спорту я стал в 1977 году. Представляете, что такое для старшего лейтенанта завоевать такой титул? Это было очень приятно и почетно».

За пределы ограничений

 Дело в том, что в обычной системе курсов запрещались вольности — действия летчиков в небе строго регламентировались. А спортивные полеты давали почувствовать абсолютную свободу, естественно, в разумных пределах: «Когда я стал более или менее значимым начальником, то ввел для инструкторов систему, согласно которой продвижение по службе становилось возможным только после достижения определенных результатов в спорте. Если получил мастера спорта, значит, можешь стать командиром звена. В плане теории безопасности полетов это важная деталь».

Когда системы ВВС и ПВО объединились, Геннадию Ивановичу удалось перебраться в Качинское училище — самое престижное — на должность командира эскадрильи. В 1982 году он перевелся, а через полтора года его отправили учиться в Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, где он получил уже звание подполковника. Во время учебы ему довелось познакомиться с космонавтами Владимиром Титовым, Василием Циблиевым и многими другими.

1987 году Геннадий Иванович с отличием закончил академию и вернулся в свой полк на должность заместителя командира полка по летной подготовке. Предлагали варианты развития карьеры по командной линии в других училищах, но он решил остаться: «Мне было интересно заниматься методикой, тем более, что у меня был опыт и научно-исследовательские наработки, которые проводились совместно с Владимиром Александровичем Пономаренко. Это человек с мировым именем, доктор медицинских наук, профессор восстановительной медицины, психологии труда, академик Российской академии образования. С его помощью нам удалось внедрить новую эффективную методику формирования профессионально важных качеств курсантов, и мы добились в итоге сокращения количества полетов в процессе подготовки курсантов — со ста до 45. При этом — не было ни одного случая аварийности «по недоученности».

Без летных происшествий

«Летчиков слишком „запугали“ безопасностью полетов, — продолжает Геннадий Иванович. — На каждую фигуру пилотажа отводились строгие нормативы — выше-ниже. Отклонился от нормы — это авиационный инцидент. Начинаются наказания по служебной линии, лишение премий, выговоры по партийной линии, и в результате человек уже боится выйти за рамки ограничений. А когда, вдруг случается непредвиденное, летчик не знает, как действовать, а ему еще и курсантов учить надо.

Доходило до анекдотических историй. У нас, например, запрещено выполнение двух витков штопора, инструкторов и курсантов учили совершать один виток, а потом выравнивать самолет.

Помню, один курсант, совершая по заданию инструктора такой виток, из-за своей неопытности неграмотно распорядился рулями, и самолет продолжил накручивать витки — второй, третий и так далее. Спортсмены знают — чтобы остановить вращение, нужно поставить рули на вывод и ждать, ничего не предпринимая. А инструктор никогда не бывал в таком штопоре, и не был к нему готов ни психологически, ни практически. Паника началась у обоих — у наставника и обучаемого. В результате — время летит, беспорядочное дерганье ручкой управления ни к чему не приводит, а самолет уже «проштопорил» с 4 тысяч метров до полутора тысяч. Инструктор дает курсанту команду катапультироваться, но тот, не в силах выйти из оцепенения, бездействует и остается в самолете. Тут уже, видимо, подумав о семье и детях, катапультируется сам инструктор. Тем временем у самолета меняется центровка, и крылатая неуправляемая машина на высоте 700 метров благополучно выходит из штопора. Что делать? Для курсанта это шестой или седьмой полет, он самостоятельно не умеет ни взлетать, ни садиться. Началась эпопея — как посадить на аэродром перепуганного новичка. И знаете, курсант сел, и даже самолет не сломал. Будь у инструктора спортивная подготовка, ситуация разрешилась бы иначе. Летчик-спортсмен может выйти из любого положения — для спортивных полетов ограничений не существовало, кроме, разве что, перегрузки, способной разрушить самолет.

Мы взяли спортивные упражнения высшего пилотажа, и когда переписывали курс летной подготовки училища, включили их в программу — и проблема была практически решена. Училище избавилось от летных происшествий, связанных с потерей скорости самолета, сваливанием и так далее.

Из училища в 1996 году перебрался в Самару, работал начальником центра спортивной подготовки военно-воздушных сил. С 2000 года судьба Геннадия Ивановича связана с Самарским областным аэроклубом ДОСААФ России.

 

Общий налет Г. И. Черковского на различных типах воздушных судов составляет более 5000 часов, он — полковник запаса. Дал путевку в небо нескольким тысячам молодых летчиков. Мастер спорта СССР, Чемпион СССР по самолетному спорту 1977-1983 г.г. Главный тренер сборной Вооруженных Сил по самолетному спорту 1981-1988 г.г. Подготовил 28 мастеров спорта СССР по самолетному спорту. С 1988 года по 1996 год руководил научно-исследовательской разработкой по внедрению принципиально новой современной методики летного обучения в ВУЗах ВВС России. Имеет более 20 изданных научных работ, публикаций и учебных пособий. Будучи первым руководителем единственного в стране Центра авиационных видов спорта ВВС в Самаре, добился значительных побед сборных России по авиационным видам спорта на Чемпионатах Мира и Всемирных Воздушных играх. В 2000 году стал инициатором создания и руководителем Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России, который бессменно возглавляет до настоящего времени. По итогам 2011 и 2012 годов Самарский областной аэроклуб был отнесен к числу лучших аэроклубов в России.

 

Сергей КОВАЛЕНКО.
По материалам газеты «Междуречье»
№   3 (1283) от 19 января 2013 года

18.01.2013, 1151 просмотр.

Новости

21 июля 2025г.
Район отметил День рождения
21 июля 2025г.
Второе рождение
21 июля 2025г.
Сохранить «Источник жизни»
14 июля 2025г.
За материнскую доблесть

Официальный интернет-портал правовой информации

Актуальная информация для субъектов предпринимательства

Архив новостей:

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Официальный сайт администрации
муниципального района Кинельский Самарской области
Регистрационный номер Эл № ФС 77-74124
СМИ зарегистрировано Роскомнадзором
Учредитель: Администрация муниципального района Кинельский.
Главный редактор: Троц Сергей Васильевич
Адрес электронной почты и номер телефона
редакции сетевого издания: 8 (84663) 21144. trotzkinel@yandex.ru
Вопросы по сайту: Клюшина Оксана Павловна

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Электронное Правительство Самарской области

Региональный портал государственных услуг Самарской области

Рейтинг@Mail.ru