Что написано пером...
23 января отмечался День почерка, или, другими словами, День ручного письма. Цель праздника —напомнить об уникальности этого человеческого навыка. Растущая с каждым годом популярность гаджетов с наборов стикеров и фразами-подсказками постепенно уводит современного человека от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно. В этот день газета «Междуречье» побывала в школе поселка Кинельский, где о нюансах и трудностях становления почерка, а также о пользе каллиграфии в обучении рассказали учителя начальных классов. К тому же в этой школе ребята уже не первый год окунаются в историю письма: пишут друг другу письма гусиными перьями, пользуются чернильницами и пытаются разобрать почерк видных литературных деятелей и русских правителей.
Чуть-чуть истории
Этот необычный праздник был учрежден в 1977 году, инициатором стала Ассоциация изготовителей канцелярских принадлежностей для письма. Главная задача заключалась в возрождении искусства каллиграфического почерка. Выбор даты праздника тоже не случаен. В этот день в 1737 году на свет появился Джон Хэнкок — первый в истории человек, поставивший свою подпись под Декларацией Независимости Америки — одним из главных документов США.
На чистописание — минутки…
Рассказывает Лариса Викторовна Кожевникова, учитель начальных классов, которая работает в школе 33 года: «Когда я училась в педагогическом училище, у нас был предмет чистописания на курсе. Подобный урок был и в начальных классах. Раньше алфавит и написание букв учили целый год, поэтому на становление руки ученика педагогу времени хватало. Программа меняется, усложняется, и сегодня отводятся только минутки на чистописание. А хотелось, чтобы было по-другому. Есть известное выражение Василия Сухомлинского: „Ум ребенка находится на кончиках его пальцев“. Чаще всего красивый или хотя бы правильный разборчивый почерк встречается у детей, которые до школы развивали мелкую моторику: пластилин, мозаика, пазлы. Дети постарше: бисероплетение, оригами, вязание, мелкий конструктор. Когда речь идет о малышах, по тому, как он управляет своей рукой, можно судить и о стройности его мысли.
Я считаю, что почерк — это искусство, и овладеть им можно, было бы желание. Здесь речь идет и о желании родителей. Мамы и папы хотят, чтобы дети шли в школу уже подготовленными, и система образования этому способствует. Однако именно в подготовке дошколят много ошибок. Нередки случаи, когда ребенок приходит в первый класс с неправильно поставленной рукой: ручку держит, как меч, или всеми пятью пальцами сразу. В этом случае на помощь приходят ручки-самоучки «Рыбки» для правильной постановки пальчиков для письма. К сожалению, сегодня уже не пишут писем, не подписывают открыток. Правда, у девочек сохранилась традиция вести дневники, куда они записываю выдержки какие-то, наклеивают картинки, фото. А вот ответить однозначно, у кого — мальчиков или девочек, — чаще встречается красивый почерк, нельзя».
«Почерк каждого человека неповторим, и всегда очень интересно наблюдать, как у малышей происходит становление только им присущих характерных особенностей почерка, — рассказывает учитель начальных классов, психолог Надежда Васильевна Чубарова. — Я работаю в школе больше 30 лет и в первом классе всегда применяю метод узнавания. Через полгода обучения, когда рука первоклашек привыкает к письму — я стараюсь не смотреть на обложку тетради, а узнавать работу по почерку. Для учителя это возможность разглядеть недочеты в каллиграфии, над которыми стоит поработать, и наблюдение за психологическим портретом ученика».
Современные ученые называют семь основных характеристик почерка, по которым можно создать портрет человека, — размер букв, их наклон и форма, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов, общая оценка почерка. Графологи полагают, что между особенностями почерка и чертами характера обязательно должна существовать связь, потому что человеческий мозг подсознательно «водит» рукой пишущего. Работой мозга, кстати, они объясняют и то, что при взрослении и изменении характера почерк человека также меняется.
День почерка в школе поселка Кинельский
«День почерка у нас отмечается не первый год, — рассказывает Ирина Сергеевна Зиятдинова, директор школы поселка Кинельский. — В этот день в каждом классе учителя выделяют урок для рассказа об истории письма, о работе графологов, организуются выставки в школьном музее, где собирается экспозиция старинных письменных принадлежностей, можно увидеть образцы почерков, к примеру, А.С. Пушкина или Петра I. Кстати, именно нечитаемый почерк этого русского правителя всегда вызывает наибольший интерес у подростков. Ребята могут попробовать написать письмо гусиным пером и чернилами. Поверьте, это очень непросто».
«Разборчивый почерк в школе — это важно, — продолжает Ирина Сергеевна, — сегодня в школу возвращено сочинение как форма допуска к экзаменам. И при проверке работ опять встает тема разборчивости, правильности написания. Но, к сожалению, наметилась такая тенденция, что к старшим классам почерк ребят становится просто нечитаемым. Поэтому в школе есть положение „О едином орфографическом режиме“, где прописаны не только нормативы заполнения дневников, тетрадей, оформления различных письменных работ, но и рекомендовано особое внимание уделять правильности начертания каждой буквы».
Елена ГРОШЕВА.
Фото автора.
По материалам газеты «Междуречье»
№ 4-5 (1821) от 26 января 2019 года
28.01.2019, 266 просмотров.
Новости
- 08 мая 2024г.
- Уважаемые ветераны, труженики тыла, жители и гости района!
- 08 мая 2024г.
- В Бобровке обновят Памятник солдату Великой Отечественной
- 08 мая 2024г.
- Вековой путь Евдокии Илык
- 08 мая 2024г.
- На музейных стеллажах