Главная Новости Планы на будущее у нас общие

Планы на будущее у нас общие

Патронат как форма опеки над несовершеннолетними официально существует в нашем государстве с 1 сентября 2008 года. Однако даже спустя 10 лет патронатное воспитание далеко не самое распространенное явление в России. В частности, в Кинельском районе такая форма опеки впервые появилась лишь несколько месяцев назад. В ноябре прошлого года стать первым патронатным воспитателем сразу трех трудных подростков решилась Светлана Ряднова из села Домашка. Сегодня согласно договору с районными органами опеки, она законный опекун, воспитатель и представитель трех девочек, учащихся профессионального училища села Домашка, а по факту — мама Карины, Насти и Алены.

Стать патронатным воспитателем было предначертано

Законным представителем трех девочек-подростков Карины, Насти и Алены Светлана Ряднова стала всего 4 месяца назад, но за этот короткий срок смогла наладить с ними контакт и помочь вернуть утраченное доверие ко взрослым. «Решение стать патронатным воспитателем пришло спонтанно. Со своими нынешними воспитанницами я познакомилась летом прошлого года. Я работала в приемной комиссии ПУ села Домашка, и этих девочек привезли социальные педагоги, чтобы познакомиться с училищем поближе, узнать, каким профессиям здесь обучают. Девочки — круглые сироты. Опыт проживания в приемной семье у всех трех уже был. Но родители от них отказались, и это стало причиной психологической травмы.»

Дети оказались непростые и с точки зрения характера. Исходя из их личностных характеристик, социальные педагоги настоятельно рекомендовали патронат как меру социальной реабилитации подростков. Но опыта патронатного воспитания в окрестных интернатах и училищах не было. Не было его и в Домашке. Поэтому стать патронатным воспитателем Светлане Рядновой помог случай и сами девочки. «Во-первых, у меня был собран большой пакет документов на усыновление. Мы с мужем когда-то хотели удочерить девочку, но не сложилось. А тут оказалось, что собранные документы мне позволят взять на воспитание сразу трех ершистых подростков. Согласие девочек тоже было получено. Решили попробовать. Опасения, конечно, были, боялась не справиться, упустить девчонок. Был период притирания к друг другу. Но опыт общения с такими детьми у меня был, я уже более 5 лет работаю воспитателем в профессиональном училище села Домашка.»

Домашка перевернула жизнь

Домашка вообще перевернула жизнь Светланы Рядновой и с семейной, и с профессиональной точки зрения. «Я сама городская и никогда не думала, что смогу жить в деревне. Закончила аэрокосмический университет, жила и работала в Самаре. Выбор в пользу Домашки сделали родители, когда ушли на пенсию и уехали жить из города в село. Сначала для нас с сестрой это было шоком. Как так, променять городскую квартиру на дом в деревне? Но постепенно стали приезжать в гости, помогали обустраиваться маме и папе на новом месте. Домашка полюбилась и мне. В 2010 году переехали и мы с мужем в село. Пришлось на первых порах поработать продавцом в магазине, пока не поступило неожиданно предложение воспитывать трудных подростков. Было непросто принять такое решение, работа не из легких. Но у меня получилось. Контакт с детьми был найден. Помог родительский опыт. Сыну сейчас 19 лет, учится в железнодорожном университете, работает. У нас с ним прекрасные дружеские отношения. Нелегкие времена пубертатного возраста с ним мы прошли, к счастью, благополучно. Хотя трудностей тоже было немало.

Трудности переходного возраста

По опыту могу сказать, что самое главное в переходном возрасте и вообще в общении с подростками — это желание понять их. В свое время я слушала музыку, которую слушал мой сын, смотрела фильмы, рекомендованные им. Ребенку важно осознавать, что маме небезразличны его интересы, что он тоже личность, достойная уважения. Переходный возраст сына совпал с нашим переездом в Домашку, так что здесь наслоилось еще и притирание к местной молодежи, местным правилам и негласным законам. Пришлось много разговаривать с сельскими заводилами, ребятами, которые здесь «рулят». Просто приходила за гаражи, в места, где они собирались, и разговаривала, объясняла. Детям общения на одной ступени со взрослым не хватает. В Домашке меня услышали. Могу сказать, что многие ребята, у которых сложилась далеко не самая хорошая репутация в селе, сегодня мои первые помощники в работе с трудными подростками. Хотя что значит „трудный ребенок“? Дети есть дети, и не надо навешивать на них ярлыки.

С нынешними воспитанницами много своих сложностей. Но помогает опыт. У нас в училище два воспитателя. Моя коллега занимается личной гигиеной воспитанников, контролирует уборку комнат, выполнение уроков и так далее. Я занимаюсь творчеством. В прошлом году на базе училища мы решили провести творческий эксперимент в воспитательной работе и организовали театральную студию «Зазеркалье», где я являюсь руководителем. Такая форма общения с детьми у нас прижилась. Есть награды окружного и даже областного уровней. Но самое главное, что детям нравится театр. Моя „святая троица“ — Карина, Алена и Настя — тоже участвуют в постановках. И конечно, каждый воспитатель в училище своего рода психолог. Дверь в мой кабинет хлопает по сотни раз в день. Дети приходят поговорить, и я разговариваю, а главное, слушаю.

Девочки, конечно, тоже живут в общежитии, но у меня дома проводят очень много времени. На каникулах — тоже у меня. Я живу рядом с училищем, моя мама тоже. Ее они считают бабушкой, она, в свою очередь, балует их выпечкой. Я мама — это и уроки, и гигиена, это и общение с правоохранительными органами в случае необходимости, с врачами больницы. Я учу девочек распоряжаться деньгами. Это вообще отдельная тема. Дети из детского дома на полном государственном обеспечении, они совершенно неприспособлены в быту. Вот, к примеру, растет ребенок в семье, он видит, как мама готовит обед, убирает квартиру, папа что-то делает по дому, ремонтирует. Видит, как родители экономят, распоряжаются семейным бюджетом. Сначала ребенок только наблюдает — это тоже опыт, а с годами включается в эту семейно-бытовую жизнь. Для детдомовского, интернатского ребенка эта жизнь, этот опыт проходят мимо, поэтому ему нужен руководящий взрослый, который будет его путеводителем в мире взросления.

Вот показательная ситуация — раз в год детям-сиротам выдаются деньги на покупку одежды. Я знаю очень многих подростков, которые покупают сразу смартфоны, а потом в зиму остаются раздетыми. А взять уже неоткуда. Со своими девчонками я езжу сама по магазинам, объясняю, покупаем самое необходимое, пытаемся совместно растянуть полученные деньги на как можно больший срок.

Очень много приходится разговаривать на тему сиротства. Главный вопрос у таких детей — а почему я, почему от меня отказались, почему судьба распорядилась так несправедливо. Объяснять причину бессмысленно, нужно работать с планами на будущее. Я всегда говорю своим девчонкам, что у них только два варианта: первый и самый простой — это полиция и колония для несовершеннолетних, второй непростой — суметь построить свою жизнь, получить профессию, найти хорошую работу, создать семью и не бросать своих детей. Как мне кажется, они меня слышат. Сейчас, поскольку я ступила на путь воспитания, получаю педагогическое образование, дистанционно обучаюсь в педагогическом вузе. Моим девочкам по 16 лет, и, по закону, их патронатным воспитателем я являюсь до 18 лет. Но это юридическая сторона вопроса. Понятно, что теперь я от моей троицы никуда не денусь, планы на будущее у нас общие».

Что такое патронат

Ирина Пуряева, руководитель Управления по вопросам семьи и демографического развития муниципального района Кинельский: «Систему патронатного воспитания придумали на Западе. Там она называется „foster care“, что можно перевести как „способствуйте заботе“. Благодаря этой системе в Европе на сегодняшний день практически не осталось государственных интернатных учреждений. В России первый опыт патронатного воспитания появился в 1994 году, когда на базе московского детского дома № 19 начала работать первая экспериментальная площадка по устройству детей в патронатные семьи.

Патронат — самая гибкая из всех существующих форм устройства детей-сирот. Юридически ребенок остается «прикрепленным» к интернату. По сути, он там живет. Патронат требует трудового договора. По нему родители становятся штатными воспитателями в интернате, за которым числится ребенок, и получают зарплату. Патронатные воспитатели наделяются всеми правами и обязанностями опекунов по отношению к этому ребенку, выполняют всю родительскую работу, несут всю ответственность.

Как отмечают специалисты, патронатными воспитателями могут быть люди, которые пока не могут или не решаются стать усыновителями или опекунами. Это одинокие женщины, пожилые супружеские пары, люди, не имевшие опыта воспитания детей. Нередко патронатные родители, освоившись с новой ролью, усыновляют ребенка или оформляют опеку.

Елена ГРОШЕВА.
 Фото Е.Мусогутова.
По материалам газеты «Междуречье»
№ 13  (1884) от 07 марта 2019 года

11.03.2019, 294 просмотра.

Новости

15 апреля 2024г.
«Орлята» учатся летать
15 апреля 2024г.
Кинельская ЦРБ: миссия – помочь
15 апреля 2024г.
Был дом – станет ФАП
15 апреля 2024г.
Продолжить дело отца

Официальный интернет-портал правовой информации

Актуальная информация для субъектов предпринимательства

Архив новостей:

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Официальный сайт администрации
муниципального района Кинельский Самарской области
Регистрационный номер Эл № ФС 77-74124
СМИ зарегистрировано Роскомнадзором
Учредитель: Администрация муниципального района Кинельский.
Главный редактор: Троц Сергей Васильевич
Адрес электронной почты и номер телефона
редакции сетевого издания: 8 (84663) 21144. trotz@kinel.ru
Вопросы по сайту: Минеев Андрей Дмитриевич

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Электронное Правительство Самарской области

Региональный портал государственных услуг Самарской области

Рейтинг@Mail.ru