Школьные арбитры
Службе примирения, родина которой — Кинельский район, исполнилось 10 лет.
В процессе обучения в школе каждый ребенок хотя бы раз был вовлечен в конфликт (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится анализ подлинных причин конфликтов, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Именно поэтому в Самарской области 10 лет назад была создана первая служба примирения, а вскоре и Общественная организация «Ассоциация детских служб примирения», председателем которой была избрана Татьяна Прянишникова. Именно она стояла у истоков становления и развития школьных служб примирения.
Школьная служба примирения
Родиной школьной службы примирения в Самарской области стал Кинельский район. Именно здесь учитель по образованию Татьяна Прянишникова, заразившись идеями профессионального тренера и медиатора Антона Коновалова, стала работать с маленькой командой взрослых и ребят, которые помогали решать школьные конфликты. Сегодня ее дело выросло до большой ассоциации, которая включает 140 действующих служб примирения в школах региона, в которых работают 212 взрослых и почти 500 подростков волонтеров-медиаторов. В этом году такая работа была высоко оценена на областном уровне, получив соответствующее финансирование. По заданию правительства региона со всех школах Кинельского образовательного округа, а в перспективе и всей Самарской области, должны быть созданы свои школьные службы примирения.
«Если коротко, то школьная служба примирения – это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, руководствуясь принципом „равный равному“, — говорит Татьяна Прянишникова. — Структура службы примирения довольно проста. В нее входят один или несколько руководителей и школьники-волонтеры. Последние, как правило, отбираются из старших классов, поскольку имеют авторитет в глазах младших и при этом способны лучше понимать их проблемы и трудности. Участники проходят специальное обучение, особенно преподаватели, — как правило, им в этом помогают тренеры. По программе уже разработана и специальная литература, одна из самых популярных на данный момент книг — практическое руководство Антона Коновалова „Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений“. Автор является создателем самой концепции служб, делится с преподавателями теорией и помогает спланировать работу. Подростки вместе со своим куратором учатся на образовательных семинарах, профильных заездах и сменах. Подростки-медиаторы решают такие конфликтные ситуации как: буллинг (травля) в классе, драки, оскорбления, порча чужого имущества, конфликты в социальных сетях и некоторые другие».
Нейтральный арбитр
Медиатор помогает понять сторонам их чувства и причины поведения, осознать последствия поступков, подводит стороны к тому, что они сами ответственны за изменение ситуации. Важным результатом таких встреч являются восстановительные действия: извинения, прощение, стремление загладить причиненный вред. В работе школьных служб примирения есть ряд основных принципов работы. Во-первых, это добровольность участия. В разрешение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений. Конфликты не разбираются только педагогическим составом, администрацией и родительским комитетом. Учащиеся принимают активное участие в деятельности школьной службы примирения, поддерживают одноклассников и помогают разрешать возможные разногласия. Ключевое слово здесь «добровольно», т. е. при этом дети сами осознают важность дела, которым они занимаются, проявляют заинтересованность в том, чтобы в их классах была хорошая, благоприятная обстановка.
Бывает и так, что медиатор предлагает поговорить, а участники конфликта не готовы к диалогу. Еще одно условие — нейтральность арбитра, разрешающего спор. То есть медиатор не должен занимать сторону ни одно из сторон. И конечно, конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного.
«Мы понимаем, что далеко не все конфликты ребята могут решать самостоятельно. Для этого и нужны взрослые. Зачастую на помощь приходят, в том числе, и узкие специалисты. К примеру, если речь идет о сетевом буллинге, найти и заблокировать группу в Интернете, где происходит травля, помогают программисты. В тесной связи с нашей ассоциацией работает уполномоченный по правам ребенка, который контролирует правовые аспекты конфликта. Но прежде чем привлечь административные и правовые ресурсы, мы даем ребятам возможность „на равных“ обсудить конфликт и найти компромисс».
Помощник педагогов
«Школьная служба примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава, — говорит Елена Ефимова, член правления „Ассоциации детских служб примирения“. — А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи. С другой стороны, детская служба примирения может раскрыть потенциал подростка-медиатора, если у него есть желание помогать и выстраивать мирные отношения с одноклассниками. Медиаторы развивают коммуникабельность, учатся некоторым психологическим приемам и умению взаимодействовать в разных ситуациях, в социуме в целом. Так что для подростков-медиаторов это тоже своеобразная профориентационная подготовка, шаг к профессиям, где требуются все вышеперечисленные качества.
На данный момент ряд педагогов Кинельского образовательного округа прошли курсы подготовки, теперь их задача собрать у себя команду подростков, которые и будут помогать разрешать конфликты. Так создается школьная служба примирения. Но есть в этой системе один недостаток – дети очень быстро растут и покидают школьные стены. Только успеваешь подготовить одних медиаторов, у них уже многое начинает получаться, как приходится искать им смену. Так что школьные службы примирения — это непрерывная работа неравнодушных кураторов-педагогов в коллективе, работа с детьми, скрупулезная и кропотливая».
Елена ГРОШЕВА.
По материалам газеты «Междуречье»
№ 5 (1981) от 13 февраля 2021 года
13.02.2021, 264 просмотра.
Новости
- 07 июля 2025г.
- Строится водозабор
- 07 июля 2025г.
- Готовимся к уборочной
- 07 июля 2025г.
- Комплексная поддержка
- 07 июля 2025г.
- «Битва» отцов-молодцов
Актуальная информация для субъектов предпринимательства
Архив новостей:
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
---|---|---|---|---|---|---|
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |