Главная Новости Школьные арбитры

Школьные арбитры

Службе примирения, родина которой — Кинельский район, исполнилось 10 лет.

В процессе обучения в школе каждый ребенок хотя бы раз был вовлечен в конфликт (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится анализ подлинных причин конфликтов, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Именно поэтому в Самарской области 10 лет назад была создана первая служба примирения, а вскоре и Общественная организация «Ассоциация детских служб примирения», председателем которой была избрана Татьяна Прянишникова. Именно она стояла у истоков становления и развития школьных служб примирения.

Школьная служба примирения

Родиной школьной службы примирения в Самарской области стал Кинельский район. Именно здесь учитель по образованию Татьяна Прянишникова, заразившись идеями профессионального тренера и медиатора Антона Коновалова, стала работать с маленькой командой взрослых и ребят, которые помогали решать школьные конфликты. Сегодня ее дело выросло до большой ассоциации, которая включает 140 действующих служб примирения в школах региона, в которых работают 212 взрослых и почти 500 подростков волонтеров-медиаторов. В этом году такая работа была высоко оценена на областном уровне, получив соответствующее финансирование. По заданию правительства региона со всех школах Кинельского образовательного округа, а в перспективе и всей Самарской области, должны быть созданы свои школьные службы примирения.

«Если коротко, то школьная служба примирения – это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, руководствуясь принципом „равный равному“, — говорит Татьяна Прянишникова. — Структура службы примирения довольно проста. В нее входят один или несколько руководителей и школьники-волонтеры. Последние, как правило, отбираются из старших классов, поскольку имеют авторитет в глазах младших и при этом способны лучше понимать их проблемы и трудности. Участники проходят специальное обучение, особенно преподаватели, — как правило, им в этом помогают тренеры. По программе уже разработана и специальная литература, одна из самых популярных на данный момент книг — практическое руководство Антона Коновалова „Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений“. Автор является создателем самой концепции служб, делится с преподавателями теорией и помогает спланировать работу. Подростки вместе со своим куратором учатся на образовательных семинарах, профильных заездах и сменах. Подростки-медиаторы решают такие конфликтные ситуации как: буллинг (травля) в классе, драки, оскорбления, порча чужого имущества, конфликты в социальных сетях и некоторые другие».

 

Нейтральный арбитр

Медиатор помогает понять сторонам их чувства и причины поведения, осознать последствия поступков, подводит стороны к тому, что они сами ответственны за изменение ситуации. Важным результатом таких встреч являются восстановительные действия: извинения, прощение, стремление загладить причиненный вред. В работе школьных служб примирения есть ряд основных принципов работы. Во-первых, это добровольность участия. В разрешение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений. Конфликты не разбираются только педагогическим составом, администрацией и родительским комитетом. Учащиеся принимают активное участие в деятельности школьной службы примирения, поддерживают одноклассников и помогают разрешать возможные разногласия. Ключевое слово здесь «добровольно», т. е. при этом дети сами осознают важность дела, которым они занимаются, проявляют заинтересованность в том, чтобы в их классах была хорошая, благоприятная обстановка.

Бывает и так, что медиатор предлагает поговорить, а участники конфликта не готовы к диалогу. Еще одно условие — нейтральность арбитра, разрешающего спор. То есть медиатор не должен занимать сторону ни одно из сторон. И конечно, конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.

Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного. 

«Мы понимаем, что далеко не все конфликты ребята могут решать самостоятельно. Для этого и нужны взрослые. Зачастую на помощь приходят, в том числе, и узкие специалисты. К примеру, если речь идет о сетевом буллинге, найти и заблокировать группу в Интернете, где происходит травля, помогают программисты. В тесной связи с нашей ассоциацией работает уполномоченный по правам ребенка, который контролирует правовые аспекты конфликта. Но прежде чем привлечь административные и правовые ресурсы, мы даем ребятам возможность „на равных“ обсудить конфликт и найти компромисс».

 

Помощник педагогов

«Школьная служба примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава, — говорит Елена Ефимова, член правления „Ассоциации детских служб примирения“. — А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи. С другой стороны, детская служба примирения может раскрыть потенциал подростка-медиатора, если у него есть желание помогать и выстраивать мирные отношения с одноклассниками. Медиаторы развивают коммуникабельность, учатся некоторым психологическим приемам и умению взаимодействовать в разных ситуациях, в социуме в целом. Так что для подростков-медиаторов это тоже своеобразная профориентационная подготовка, шаг к профессиям, где требуются все вышеперечисленные качества. 

На данный момент ряд педагогов Кинельского образовательного округа прошли курсы подготовки, теперь их задача собрать у себя команду подростков, которые и будут помогать разрешать конфликты. Так создается школьная служба примирения. Но есть в этой системе один недостаток – дети очень быстро растут и покидают школьные стены. Только успеваешь подготовить одних медиаторов, у них уже многое начинает получаться, как приходится искать им смену. Так что школьные службы примирения — это непрерывная работа неравнодушных кураторов-педагогов в коллективе, работа с детьми, скрупулезная и кропотливая». 


Елена ГРОШЕВА.

По материалам газеты  «Междуречье»
№ 5 (1981) от 13 февраля 2021 года

13.02.2021, 297 просмотров.

Новости

05 ноября 2025г.
БОЛЬШОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
01 ноября 2025г.
Пример для всех
01 ноября 2025г.
Построим. Отремонтируем. Поможем
27 октября 2025г.
Военные вузы ждут юнармейцев

Официальный интернет-портал правовой информации

Актуальная информация для субъектов предпринимательства

Архив новостей:

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Официальный сайт Администрации
муниципального района Кинельский Самарской области
Регистрационный номер Эл № ФС 77-74124
СМИ зарегистрировано Роскомнадзором
Учредитель: Администрация муниципального района Кинельский Самарской области.
Главный редактор: Троц Сергей Васильевич
Адрес электронной почты и номер телефона
редакции сетевого издания: 8 (84663) 21144. trotzkinel@yandex.ru
Вопросы по сайту: Клюшина Оксана Павловна

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Электронное Правительство Самарской области

Региональный портал государственных услуг Самарской области

Рейтинг@Mail.ru