Главная Гостям района Достопримечательности Церкви Космо-Дамиановская церковь

Космо-Дамиановская церковь

Святые бессребреники Косьма и Дамиан Азийские

 

Святые Косма и Дамиан были родом из Малой Азии. Их отец умер, когда они были малыми детьми, и воспитанием в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Братья выросли людьми праведными и добродетельными. Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар — силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, и даже животных. За лечение никогда не брали платы, строго соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Евангелие от Матфея, 10:8). Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди за то, что до конца своих дней они помогали больным, назвали их бессребрениками. Дамиана похоронили рядом с Космой в одной могиле в Феремане (Месопотамия).

Но и после смерти святые прославились многими чудесами, будучи целителями болезней душевных и телесных. Люди, обращавшиеся в молитвах к ним за помощью, обретали избавление, а женщине, воззвавшей к Господу о защите от лукавого, хотевшего надругаться над ней, Косма и Дамиан явились на помощь. С тех пор святые братья почитаются покровителями святости и нерушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни.

Издревле Косму и Дамиана почитали на Руси, связывая с именами святых немало особых верований. Их просят об излечении не только больных людей, но и скота. Также на Руси их называли «Божиими кузнецами»: кузнечные мастера считали их своими покровителями. Во многих местах в честь Космы и Дамиана был обычай выполнять к 1 ноября по обету какие-либо работы и вырученные за них деньги тратить на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. Наши предки приписывали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами. Молились им и о помощи в учении. В одном азбуковнике XVII века написано: «Есть обычай многим учащимся совершать молебны святым бессребреникам Косме и Дамиану».

 

Космо-Дамиановская церковь

 

Церковь в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана в селе Бузаевка начали в 1868 году строить два купца, Кузьма и Демьян, жившие неподалеку. Бревна для церкви сплавлялись из Перми по Каме и Волге, а потом по Кинелю. Строительство велось три года. В 1871 году деревянное здание и колокольня были возведены и крыша покрыта железом, а 30 июля 1873 года церковь была освящена. На тот момент она могла вместить до 500 человек. Кованая ограда была украшена стеклянными шарами под свечи, которые зажигались во время всенощных служб. Рядом с оградой располагалось кладбище, окруженное каналом. Церкви принадлежал небольшой земельный надел, который отдавался в аренду.

Причт состоял из одного священника и псаломщика. При церкви имелась библиотека, в которой хранились книги, одобренные Священным Синодом. По архивным данным, в 1902 году их было 84 названия в 140 томах. Здесь же с 1879 года работала и одноклассная церковно-приходская школа, которая содержалась на общественные средства. В 1891 году было построено собственное школьное помещение с квартирой для учителей. Заведовали школой и преподавали Закон Божий священники, а счет, чтение и грамматику — наемные учителя, которые, к сожалению, довольно часто менялись.

После революции 1917 года Космо-Дамиановскую церковь постигла судьба многих храмов России. Она, к счастью, не была разрушена, но в 1929 году ее превратили в клуб, а в колокольне, частично разобранной, сделали кинобудку. Лишь в 1995 году по просьбе прихожан и местных жителей приход, к которому относятся несколько окрестных сел, восстановили, и в церкви вновь начались службы. Первым настоятелем стал отец Георгий (Ломако), а с 1997 года и по сей день — протоиерей отец Виктор (Хлебушкин).

Тогда в церкви были лишь темные стены и деревянные подсвечники. Сегодня она реконструирована, снаружи обшита новым блокхаусом. Обновлена крыша, построено новое крыльцо. Светлые святые образа украшают стены и иконостас восстановленного храма. Прекрасный иконостас и киоты расписал самарский художник Сергей Гусь, работавший бесплатно, во славу Божию. Справа от алтаря — Распятие Христа. Его отличает редко встречающаяся иконография: расположенное слева Солнце, а справа Луна, словно иллюстрируют слова Евангелия: «было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце…» (Лука, 23: 44-45). Интересно, что четыре иконы из старого храма, которые вернули местные жители, хранившие их долгие годы, первоначально были совсем темными, так что даже образов не было видно. Но постепенно просветление душ человеческих ознаменовалось и тем, что открылись эти образа. Отец Виктор сам был свидетелем того, как просветлел лик на списке с Владимирской иконы Божией Матери.

На службы в обновленном храме, проходящие сейчас регулярно, приезжают верующие из Кинеля и даже из Самары. Ведь в небольшом приходе у священника больше возможности общаться со своими духовными детьми, вникнуть в их проблемы, помочь советом, наставить на путь истинный.

Новости

08 мая 2024г.
Уважаемые ветераны, труженики тыла, жители и гости района!
08 мая 2024г.
В Бобровке обновят Памятник солдату Великой Отечественной
08 мая 2024г.
Вековой путь Евдокии Илык
08 мая 2024г.
На музейных стеллажах

Официальный интернет-портал правовой информации

Актуальная информация для субъектов предпринимательства

Архив новостей:

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Официальный сайт администрации
муниципального района Кинельский Самарской области
Регистрационный номер Эл № ФС 77-74124
СМИ зарегистрировано Роскомнадзором
Учредитель: Администрация муниципального района Кинельский.
Главный редактор: Троц Сергей Васильевич
Адрес электронной почты и номер телефона
редакции сетевого издания: 8 (84663) 21144. trotz@kinel.ru
Вопросы по сайту: Минеев Андрей Дмитриевич

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Электронное Правительство Самарской области

Региональный портал государственных услуг Самарской области

Рейтинг@Mail.ru