Главная Новости Все начиналось с Крепости

Все начиналось с Крепости


В конце прошлого года Людмила Мельниченко выпустила очередную краеведческую книгу «По земле Нефтегорской». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из глав этой книги, посвященную селу Покровка. Это село (до 1935 года) входило в состав Кинельского района.

Прародительницей большинства сёл, находящихся ныне на территории Нефтегорского района, является Красносамарская крепость. Все они в разное время возникли под ее защитой, а некоторые, такие как Покровка, были основаны красносамарскими казаками. Более того, в дальнейшем судьбы Покровки и посёлка Крепость (нынешнее его название – Красная Самарка) переплетаются самым тесным образом. Поэтому, на мой взгляд, знакомство с Покровкой стоит начинать именно с Красной Самарки Кинельского района. Это место – самое высокое в округе – называют еще Бариновой горой.

Пограничная полоса

В начале – немного истории. Как известно, территория Заволжья вошла в состав Российской империи в 1552 году, после падения Казанского ханства и признания зависимости Ногайской орды от России. Но прошло почти двести лет, прежде чем правительство приступило к земледельческому и промысловому освоению края. Всё это время здесь, как и прежде, кочевали со своими стадами воинственные калмыки и башкиры. Их подданство царю было непрочным: оно мало препятствовало набегам на торговые караваны и совсем не мешало открытым восстаниям и военным конфликтам с государством. А время от времени появлявшиеся в этих краях киргиз-кайсаки и каракалпаки даже формально не считались подданными России…

Не изменило ситуацию и строительство в 1586 году крепости Самарский городок: ее ставили с целью не допустить объединения кочевых племен и для защиты судоходства на Средней Волге от их набегов. Так что это было всего лишь проникновением Российского государства на данную территорию, а не освоением ее.

Поскольку к этому времени освоенные земли Российской империи заканчивались на Закамской оборонительной линии (именно она фактически выполняла функции границы государства), правительство приняло решение значительно отодвинуть оборонительную линию на юг – на новые, оренбургские, рубежи. В 1730-40-х годах была сооружена Оренбургская пограничная линия протяженностью более 2500 км, которая представляла собой цепь укрепленных пунктов по Яику, Сакмаре, Самаре и другим рекам. На самарской дистанции – вдоль реки Самара – строительство крепостей началось в 1736 году. В итоге от города Самара до Оренбурга, примерно в сорока верстах друг от друга, встали 7 новых крепостей: Красносамарская, Борская, Ольшанская, Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская и Новосергиевская. Наша – Красносамарская – была заложена первой. Место для нее нашлось очень подходящее: на обрывистом берегу реки Самара, недалеко от брода, в урочище Красный Яр (именно здесь и находится сейчас село Красная Самарка (Крепость).

 

Мать деревень наших

По сохранившейся информации, крепость имела четырехугольную форму, примерно 300 на 400 метров, с бастионами по углам. Вокруг был вырыт глубокий ров с земляным валом. Стены были укреплены бревнами, ворота располагались с двух сторон. Внутри крепости, рассчитанной на 200 казаков, размещались четыре батареи, караульный дом, конюшня, вещевой и продовольственный склады, пороховой погреб, два соляных амбара. Из служебных построек – штаб, канцелярия, шесть казарм и питейный дом. В 1751 году за казенный счет была построена Введенская церковь «зданием деревянная с такою же колокольнею» и дома церковнослужителей. С сигнальной башни, что стояла неподалеку, открывался вид на 30-40 верст вокруг: караульные несли дозор днем и ночью, вглядываясь, как тогда говорили, в „ордынскую сторону“. При появлении кочевников они зажигали бочки со смолой, таким образом моментально извещая соседние крепости о нападении. Так год за годом гарнизон Красносамарской крепости нес свою сторожевую службу: отражал набеги кочевников, охранял проходящие мимо обозы и караваны, осуществлял таможенный контроль. Дорога, проложенная вдоль крепостей от Оренбурга к городу Самара и далее в центр России, получила название Московской.

После подавления Пугачевского восстания и дальнейшего смещения государственной границы на юг, Самарская линия крепостей потеряла свое оборонительное значение и в 1781 году была расформирована. Крепости стали обычными селами и станицами, а казаки и солдаты – государственными крестьянами. Местоположение Красносамарской крепости, такое выгодное в военное время, для мирной жизни оказалось не очень подходящим, а земля – вовсе непригодной для возделывания. Постепенно люди стали покидать крепость и селиться в округе.    

Сегодня в поселке Красная Самарка о крепости напоминают лишь полуметровый вал да сохранившийся кое-где – в виде неглубокой канавы – оборонительный ров. Особенно хорошо они заметны осенью. Можно легко найти и место, где стояла когда-то сигнальная башня – на опушке леса, на самой высокой точке Бариновой горы. В целости и сохранности дошла до нас переправа через Самарку, которая тщательно охранялась когда-то войсками гарнизона: именно здесь проходил старинный соляной и скотопрогонный тракт. Переправой здешние жители пользуются по сей день.

 

Прохоров родник

Если по единственной улице поселка – Крепостной – пройти до его конца, то на высоком берегу Самарки можно увидеть поклонный крест с оборудованной рядом площадкой для отдыха. Здесь находится источник, который православные христиане считают священным и называют «Прохоров родник». К роднику, по довольно крутому спуску меж деревьев, ведет узенькая тропинка.

Вот как рассказывает историю появления источника священник Покровской церкви иерей Димитрий Лапчинский: «В двадцатые годы прошлого века, когда советская власть разоряла в Поволжье монастыри, недалеко от Покровки, у высокого берега реки Самары нашел убежище монах Прохор. Он выкопал пещеру и жил в ней. Сельчане носили ему продукты, иногда он и сам приходил в Покровку и однажды был схвачен красноармейцами. Они потребовали, чтобы Прохор публично отрекся от Бога. После слов монаха: „Бог – наш Отец. Кто отрекается от Бога, тот готовит себе ад в жизни вечной“, красноармейцы решили устроить ему ад на земле. Монаха жестоко избили, а потом привязали за ноги к лошади, которая таскала его по селу и окрестным полям. Полуживого его снова били, потом отрубили пальцы на руках и ногах, отсекли конечности… После долгих издевательств умершего монаха бросили в канаву, едва присыпав землей. А вскоре люди увидели чудо: каждую ночь над могилой Прохора спускался с неба столп света, который был виден на многие километры. Заволновались окрестные села, и тогда власти увезли тело монаха в неизвестном направлении.

Возможно, люди со временем и забыли бы об этой истории, но из крутого берега, рядом с пещерой, где жил монах Прохор, вскоре забили два родника с удивительно вкусной водой. Несмотря на то, что родники находятся в метре друг от друга, вода в них по вкусовым качествам – разная!»

Полюбовавшись окрестностями с обзорной площадки, можно или сразу вернуться в Покровку, или совершить еще приятную прогулку по гребню Бариновой горы. Изумительный вид на ленту реки, пойменный лес и несколько сёл с маковками их церквей того стоят! В 1889 году известный историк-краевед, профессор Самарского госуниверситета Павел Александрович Преображенский так описывал здешние красоты: «Местоположение прекрасное: под крутым обрывом горы – река Самарка, дальше — дубовый и тополевый лес, озера; за ними – постепенно возвышающаяся степь с целым рядом богатых и больших сёл по всему течению реки. Кругом села, в полуверсте расстояния, лес и озера, окруженные лесом; словом – полное разнообразие местности и просторные, далекие виды». Что приятно, с тех пор здесь мало что изменилось, и местная природа по-прежнему радует своей красотой и богатством.

 

В поисках предков

Родственные и другие многочисленные связи между Крепостью и Покровкой укреплялись еще и тем, что они относились к одному и тому же приходу Введенской церкви в Крепости. Почти сто лет в Покровке не было церкви. Почему – не ясно: то ли население было малочисленным (хотя, по сведениям 1859 года, в деревне числилось 1022 человека), то ли жители Покровки – выходцы из Крепости – считали Введенскую церковь своей?

В книге В. И. Петрушина «Главное русло судьбы» (Самара, 2006) был опубликован рассказ уроженца села Покровка, ветерана Великой Отечественной войны Ивана Сергеевича Кондранина о том, как церковно-приходские книги красносамарской церкви помогли ему восстановить семейное древо.

«Каждый человек, проживший какое-то время на свете, непременно задает вопрос: откуда я родом, кто мои предки? С детства я знал, что мои ближние предки по отцу жили в Покровке, а их братья и сестры – в Красносамарской крепости. Мама моя родилась в Утёвке. Вот, пожалуй, и всё… Вернувшись с фронта повзрослевшим, я попытался найти корни нашего семейного древа. Кроме долгожителей, я не знал, к кому обратиться и где найти ответ на мучавший меня вопрос. А он оказался не таким уж трудным. Архивные документы были у меня, что называется, под боком.

…И вот я в районном архиве. Беру церковно-приходские книги Красносамарской крепости и начинаю изучать лист за листом. Первым делом решил начать поиски с рождения отца.

Открываю лист с записью № 47 за 1884 год. Читаю и не верю глазам своим: 14 сентября 1884 года в семье государственного крестьянина села Покровки Кондранина Степана Тимофеевича, 1844 года рождения, и его жены Натальи Ермолаевны, 1845 года рождения, родился сын Сергей. Во время крещения присутствовали крестный Матвеечев Петр Петрович и крестная Федосья Прохоровна. Запись в книге и крещение провел священник Петр Ловцев.

Дальнейшие поиски Ивана Сергеевича также увенчались успехом. Ему удалось найти сведения о своих родственниках вплоть до XVIII века! Последней находкой «стала запись, в которой указывалось, что у отставного солдата Кондранина Алексея Г. (отчество истерто, неразборчиво, но, похоже, Григорьевич) в 1780 году 13 сентября родился сын Ананий. Крестили его на Покров день, восприемниками были житель Покровки Кондранин Иван Васильевич и жительница Красносамарской крепости Суркова Пелагея Ивановна. Эта запись позволяет предположить, что мои древние родичи после пугачевского восстания покинули крепость и переехали вместе с другими казаками (Сурковыми, Малаховыми – всего 6-7 семей) на левый берег Самарки, где основали Покровку».

 

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы

Собственная – деревянная – церковь, освященная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, была построена тщанием прихожан лишь в 1872 году. Она была приписана к четвертому благочинному округу Бузулукского уезда Самарской епархии. Неизвестно, кто был первым священником этой церкви, но сохранившиеся воспоминания уже упоминавшегося Павла Александровича Преображенского рисуют его как человека прогрессивных взглядов: «В Покровке был у батюшки: молодой человек, жена из епархиального училища, в доме венская мебель и фисгармония, занавески и прочее; дом в четыре довольно просторных комнаты с отдельной кухней. Батюшка погружен в сельскохозяйственные интересы: держит пять лошадей, сеет пшеницу, мечтает о машинах». И, описывая местную жизнь, Павел Александрович добавляет: „Близ Самарки хлеба хорошие, так что даже покровский батюшка вполне доволен…“ Именно благодаря усилиям этого батюшки в селе была открыта в 1890 году церковно-приходская школа, которая разместилась „в нарочито устроенном для сего деревянном здании на церковной площади“. Школа была одноклассная, смешанная.

А вот имя следующего покровского священника известно: это Александр Иванович Скобцов. Он прибыл сюда по окончании духовной семинарии в 1896 году.

 

Под голубыми куполами

Именно с протоиреем Александром Скобцовым связано появление в Покровке новой, каменной, церкви – той, что стоит и сегодня. К 1902 году число жителей удваивается: в селе уже проживает 2120 человек (343 двора) и появляется насущная необходимость в большей по размеру церкви. И вот в 1906 году, благодаря хлопотам Александра Ивановича и под его наблюдением, начинается ее строительство.

Строительство огромного – высотой в 35 метров – храма шло быстро. Строили приглашенные мастера, а кирпичи изготавливали сами сельчане из местной глины. Для этого был построен маленький кирпичный завод (сейчас здесь улица Кирпичная). Для раствора использовали гашеную известь. В специальные чаны для гашения добавлялись куриные яйца, которые требовались в огромном количестве: каждый двор в день сдавал по двадцать штук.

И вот, всего через восемь лет, 29 сентября 1914 года новая красавица-церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери.

Правый боковой придел ее был освящен в честь Пресвятой Троицы, левый – в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Богато украшенный каменной резьбой храм, впечатляющий своими размерами, стал главной достопримечательностью села.

Вскоре после завершения строительства протоиерей Александр Скобцов был переведён в село Утёвка, в храм в честь великомученика Димитрия Солунского, а в Покровке его сменил иерей Николай Архангельский. Отец Николай, по свидетельству старожилов, продолжал служить до 1933 года, пока храм не закрыли большевики. При закрытии церкви он был жестоко избит и через некоторое время скончался. В Утёвке был убит и священник Александр Скобцов.

Здание храма сначала использовалось колхозом под склад, а затем много лет находилось в запустении. В 1994 году в селе вновь был организован православный приход, настоятелем которого был назначен протоиерей Сергий Державин, и местные власти приняли решение возвратить храм верующим. С 2001 года настоятелем храма был иеромонах Даниил (Ткачёв), с 2006-го – иерей Димитрий Лапчинский.

В настоящее время храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы капитально отремонтирован, в него вернулись многие иконы, которые сберегли местные жители. Но, конечно же, пройдет еще немало времени, пока он вернет себе прежнее великолепие внутреннего убранства. Но уже сегодня невозможно представить Покровку без его голубых куполов.

«Самое главное, что сейчас у каждого есть возможность прийти в святой дом, помолиться, – считает покровский священник Димитрий Лапчинский. – При храме у нас действует воскресная школа, есть хор. Наше село довольно крепкое, сплоченное. И немалую роль в этом играет духовное единение. У нас теперь и День села празднуется на Покров».

 

Меж озер, у большой реки и леса

Покровка расположена в живописном месте: на берегу длинного и такого разного озера Семисаженного. Кроме того, в километре на юго-запад находится еще одно огромное озеро – Бобровое, которое в 1989 году было признано памятником природы регионального значения. В этом месте когда-то протекала река Самара. Изменив свое русло, река оставила в старице прекрасное озеро, чья глубина местами достигает 15 метров. Название оно получило за свою первейшую достопримечательность – здесь живут бобры. Обитают в нем также ондатра и норка. Бобровое вполовину меньше Семисаженного, его длина около двух километров, ширина – от 150 до 200 метров. В озере много рыбы: этому способствует паводковое слияние озера с рекой Самарой. Водятся в Бобровом лещ, чехонь, щука, голавль, сом, карась, карп, окунь, плотва, язь. По побережью гнездятся в большом количестве утки, выводят птенцов цапли, гуси, лебеди и другие птицы. Разнообразен видовой состав растительности. Из деревьев преобладают осокорь, ива белая и черемуха. Много редких трав.

Вообще, по количеству окрестных водоемов Покровка, пожалуй, не уступит какой-нибудь финской деревне. Кроме названных уже Семисаженного и Бобрового, в пойме Самарки полно маленьких озер. Плюс сама река Самара – в трех шагах. Недаром этот край привлекает отдыхающих не только из близлежащих населенных пунктов, но и со всех уголков региона. Чистый воздух и чистая вода, уютные пляжи и хорошая рыбалка, оборудованные места под костер и деревянные беседки, возможность поставить палатку… Кстати, пойменные леса здесь тоже замечательные. Что еще нужно для того, чтобы хорошо провести время на природе?

Что интересно, местные красоты не раз вдохновляли и продолжают вдохновлять самарских художников. Они часто приезжают сюда на пленэр. В покровском Доме культуры можно увидеть работы известных мастеров: Венира Романовича Кныжова, Валерия Аркадьевича Ковалева, Нурхатима Зарифовича Бикулова и других.


Людмила Мельниченко,

фото автора.

По материалам газеты  «Междуречье»
№ 9 (1985) от 13 марта 2021 года

13.03.2021, 30 просмотров.

Новости

08 мая 2024г.
Уважаемые ветераны, труженики тыла, жители и гости района!
08 мая 2024г.
В Бобровке обновят Памятник солдату Великой Отечественной
08 мая 2024г.
Вековой путь Евдокии Илык
08 мая 2024г.
На музейных стеллажах

Официальный интернет-портал правовой информации

Актуальная информация для субъектов предпринимательства

Архив новостей:

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Официальный сайт администрации
муниципального района Кинельский Самарской области
Регистрационный номер Эл № ФС 77-74124
СМИ зарегистрировано Роскомнадзором
Учредитель: Администрация муниципального района Кинельский.
Главный редактор: Троц Сергей Васильевич
Адрес электронной почты и номер телефона
редакции сетевого издания: 8 (84663) 21144. trotz@kinel.ru
Вопросы по сайту: Минеев Андрей Дмитриевич

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Электронное Правительство Самарской области

Региональный портал государственных услуг Самарской области

Рейтинг@Mail.ru