Главная Новости Под стук колес

Под стук колес

 

Село Александровка, что раскинулось на границе Бузулукского бора, сегодня насчитывает неполных 140 жителей. Две улицы — Алексеева и Александрова — Обелиск и железнодорожная станция — вот, пожалуй, невеликий перечень достопримечательностей этого маленького села. Недавно он пополнился еще одной — рядом с железнодорожной станцией поставлен памятник паровозу. Уменьшенная собирательная копия состава времен Великой Отечественной войны была выполнена неизвестным умельцем и водружена на постамент работниками станции. Расспросы местного населения о том, кто является автором металлической скульптуры, ничего не дали, зато разбудили целую волну воспоминаний и рассказов о том, какой запомнилась Александровка коренным жителям, чем живет село в наши дни, о чем ностальгируют александровцы, проходя знакомыми дорогами.

Мы все — из железнодорожников

Приезжему человеку в местных названиях запутаться очень легко. Станцию Грачевка, названную так по территориальной близости к селу Грачевка (от станции в 4-х километрах по прямой), окружает с обеих сторон железнодорожного полотна село Александровка. Местные старожилы уверяют, что еще от дедов слышали, когда Александровка строилась и разрасталась, станция уже действовала. Вот и получилось такое несоответствие.

«Почему станция Грачевка, никому не понятно. Близко к ней находятся старинные деревни, такие как село Карповка (сегодня уже не существует), село Сосновка, — рассуждают местные жители, — но мы уже привыкли, да и объяснять сумятицу в названиях теперь некому, гости в нашем селе нечасты».

Как минимум добрая половина александровцев — из потомственных железнодорожников. В начале XX века пути обслуживали сразу несколько бригад численностью по 12 человек. Для сравнения: сегодня на станции общая численность сотрудников не превышает и пяти человек. Тамара Георгиевна Шанина (в девичестве Шугаева) всю жизнь живет по соседству с железной дорогой, еще малышкой бегала на рельсы помогать отцу, а повзрослев, устроилась монтером железнодорожных путей и вышла замуж за железнодорожника.

«Почитай, в судьбе каждого александровца железная дорога отметилась, — рассказывает Тамара Георгиевна, — мои отец и мать познакомились на этой ветке. Мама Василиса Антоновна всю вой-ну проработала кочегаром на санитарном поезде, который перевозил раненых. В одном из них и познакомилась с отцом Георгием Васильевичем. Его переправляли в госпиталь. Потом он писал маме, а после войны приехал к ней. Отец пришел с фронта, скрыл от властей свою инвалидность, чтобы была возможность работать и кормить семью. Так что я чистокровная железнодорожница, и сама более 30 лет на путях отработала».

Работа на железной дороге была далеко не женской: шпалы меняли, выправляли рельсы, ставили щиты для снегозадержания. Зимы на железной дороге врезались в память местным женщинам особо. «Тогда посадки не было. Морозы, метели и снега были суровыми, и наша задача была вовремя расчистить пути, не дать снегу преградить дорогу поезду. Защищали рельсы щитами, чистили. Бывало, заледенеешь, забежишь в вокзал, „голландку“ обнимешь на несколько минут, чуть оттаешь и вновь на пути. Деревья вдоль путей сажали тоже железнодорожники», — вспоминает Тамара Шанина.

Здание старого вокзала демонтировали около 20 лет назад. На смену ему на прежнем месте построили новое, кирпичное. Именно со старым вокзалом здесь связывают самые светлые воспоминания. Несмотря на то, что в Александровке 70-80-х годов была и восьмилетняя школа, и собственный клуб, и магазин, именно вокзал был центром культурной жизни. Валентина Николаевна Юдакова на железной дороге кассиром в билетно-багажном отделении трудилась 15 лет, более 30 лет на станции работал ее муж Виктор Иванович.

«Вокзал был местом примечательным. На втором этаже располагались квартиры, жили, как и полагается, в основном семьи железнодорожников. А на первом этаже был и буфет, зал ожидания, красный уголок, — вспоминает Валентина Николаевна. — Собирались машинисты, обходчики, танцы устраивали. Был киномеханик, крутил кино. Молодо, хорошо и весело было». О времени постройки вокзала в наши дни напоминает сохранившая до сих его современница — водонапорная башня 1870 года рождения. Башня, соединенная с вокзалом водопроводной сетью, снабжала его водой. Хотя в остальных домах такого блага цивилизации не было. Сегодня башня по-прежнему на своем посту, крепкой старинной кладкой напоминает о былых временах.

 

На рельсы ставили и торговлю, и культуру, и здравоохранение

Конечно, на первом месте у сотрудников станции Грачевка были работы по ремонту и содержанию путей, план перевозок, отправление и доставка грузов. Однако особой строкой профсоюзами предписывалось еще и о быте железнодорожников позаботиться.

 Из газеты «Гудок» от 26 мая 1982 года: „…принять дополнительные меры по улучшению производственных и жилищных условий железнодорожников, медицинского, торгового и бытового их обслуживания. В частности, для обслуживания железнодорожников и их семей на линейные станции направлены торгово-бытовые и культпоезда с привлечением лекторов, докладчиков, медработников и участников художественной самодеятельности“.

«Наше село, несмотря на отдаленность от центра, не чувствовало себя отрезанным от цивилизации, — рассказывают александровцы. — По расписанию каждую неделю к нам приезжали и врачи, и портнихи, и торговые лавки. К примеру, приходит культпоезд с бригадой медиков. В вагонах все оборудовано. Здесь и зубы можно было полечить, и прийти на прием к узкому специалисту. В начале 80-х железнодорожники уже смотрели индийские фильмы в вагонах-кинотеатрах, а благодаря торгово-бытовым поездам к нам приезжали и парикмахеры, не было дефицита в тканях и предметах быта».

Александровка середины прошлого века могла похвастаться не только хорошим снабжением. Недалеко от станции располагался молокозавод, а соседнее село Карповка (всего в километре от Александровки) планировали превратить в центральную усадьбу волости с разветвленной инфраструктурой. Но планы не претворились в жизни. Сегодня Александровка — маленькое село. Летом его оживляют дачники, а зимовать остаются немногие. Все, что осталось неизменным, это частый стук колес проезжающих мимо железнодорожных составов.

Елена ГРОШЕВА.

По материалам газеты  «Междуречье»
№ 12 (1987) от 3 апреля 2021 года

07.04.2021, 22 просмотра.

Новости

08 мая 2024г.
Уважаемые ветераны, труженики тыла, жители и гости района!
08 мая 2024г.
В Бобровке обновят Памятник солдату Великой Отечественной
08 мая 2024г.
Вековой путь Евдокии Илык
08 мая 2024г.
На музейных стеллажах

Официальный интернет-портал правовой информации

Актуальная информация для субъектов предпринимательства

Архив новостей:

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Официальный сайт администрации
муниципального района Кинельский Самарской области
Регистрационный номер Эл № ФС 77-74124
СМИ зарегистрировано Роскомнадзором
Учредитель: Администрация муниципального района Кинельский.
Главный редактор: Троц Сергей Васильевич
Адрес электронной почты и номер телефона
редакции сетевого издания: 8 (84663) 21144. trotz@kinel.ru
Вопросы по сайту: Минеев Андрей Дмитриевич

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Электронное Правительство Самарской области

Региональный портал государственных услуг Самарской области

Рейтинг@Mail.ru