Главная Новости Возвращение

Возвращение

Большая Малышевка возвращает себе право называться селом, утраченное более восьмидесяти лет назад, когда здесь была разрушена церковь Архангела Михаила. Да, формально, юридически оно сохранялось, но по большому счету в 1933 году малышане лишили себя этого права.

В сентябре этого года в Большой Малышевке был открыт молитвенный дом..

Малышане и рады, и благодарны. «Теперь у нас есть свой храм, и мы называемся прихожанами. А в кротовском храме — сколько бы мы туда ни ездили — мы были только захожанами», — говорит Нина Васильевна Мжельская.

 До революции селом называлось то место, где была церковь. Соседняя Кротовка, находившаяся в нескольких километрах от Большой Малышевки, называлась сельцом — в ней церкви не было, и живший там помещик Булыгин крестил своих детей в большемалышевской церкви Архангела Михаила — большой, светлой, удивительно радостной и красивой. «Барин тот, — рассказывает Нина Васильевна Мжельская, — был очень хороший. Узнает, у кого-то пала корова, велит управляющему, чтобы дал этой семье корову из помещичьего стада, да не какую-нибудь, а самую хорошую. На Пасху солдатским вдовам подарки делал. После революции барина того арестовали и посадили в острог — он в нашем селе рядом с церковью стоял. Он просил людей: „Помогите мне“. Ночью малышане освободили его и на лошади увезли куда-то. Много лет спустя кто-то из наших видел его в Москве — старенький совсем, с тросточкой. „Как вы живете?“ — спросил. „Ничего, Слава Богу“, — отвечает. А лет 10 назад в Кротовку прилетали на вертолёте его внуки в свое поместье. Оно за эти годы сначала школой для детей-инвалидов было, а потом, когда школу расформировали, — жилым домом на несколько квартир».

Не сохранили. Не отстояли

«Сёла Малая Малышевка и Большая Малышевка основали братья Малышевы. Сначала старший из них построил церковь в нашем селе, а потом по тому же проекту построил младший в Малой Малышевке. Только там люди после революции сохранили свою церковь, отстояли, а у нас — нет», — сокрушается Н. В. Мжельская.

«В 33-м году приехали из города какие-то люди, — вспоминает Анастасия Ивановна Полудинская, — и церковная староста — по-уличному Коробушкина её звали — отдала им ключи. Отдала, а сама сбежала быстрей, иначе бы её малышане растерзали за это. Ой, что тут началось! Что творили эти пришельцы. Как остервенело рушили они нашу церковь — словно виновата она была в чем-то перед ними. Особенно страшно было, когда колокол сбросили. Он такой огромный был — наполовину в землю ушёл. И земля так горестно вздрогнула: „Что ж вы творите, люди!“ Такой рев стоял вокруг! Женщины голосили, как по покойнику. Мужики — и те слез не смогли сдержать. Одна женщина упала как подкошенная. Думали — обморок, а она — замертво. А потом костры огромные разожгли и стали в них книги церковные, иконы бросать. Кто посмелей — кинулись спасать их — прямо из огня выхватывали. Во многих домах потом прятали эти святыни — за них наказывали долго, преследовали.

Все ведь чувствовали, что над нашей церковью опасность нависла еще в 28-м году, когда батюшку отца Димитрия арестовали. Вместе с ним сослали в Сибирь брата Павла Петина за то, что нашли у него Евангелие и Псалтырь. Он ведь из самых что ни на есть бедняков был — думали, помилуют. Но нет. Ему сказали, отдашь — оставим. Он отказался. Так с этими двумя книгами, в лаптях да в зипуне и пошел в Сибирь. А сестру отца Димитрия Лушу — она монашкой была — не тронули. Она до конца своих дней жила в крошечном домике в Оторвановке — так называлась то часть села, что была за речкой.

Долго потом всё село вспоминало отца Димитрия — редкой души был человек. Только и жил заботой о сирых, нуждающихся. В церкви столько народа бывало! И из нашего села — а оно огромное было, — и со всей округи. Я ведь маленькая была — 5 лет мне было, когда церковь закрыли, а хорошо, на всю жизнь запомнила, как красиво и торжественно было на службах, какие ангельские голоса были у певчих… А когда в 28-м году церковь закрыли, стали там ревизировать — замачивать и проращивать — зерно. Как-то Ермакова Маша и Трушкина Дуся остались там ночевать, чтоб зерно постеречь. Среди ночи раздался в церкви приглушенный, горестный плач. Кому там было плакать, ведь кроме них никого в церкви не было? Перепугались они, убежали, больше, конечно, не оставались. Да и не стали в церковь зерно заносить, по домам его проращивали. Но она все равно была уже обречена на погибель, чувствовала это, оплакивала свою горькую участь, страшное поругание веры, которое вот-вот должно было произойти в нашем селе.

Когда разобрали церковь, увидели, что она построена из толстых сосновых бревен. Перевезли их в Кротовку и сложили из них здание райисполкома. Оно до прошлого года целёхонькое стояло — крепким то дерево было. А на месте церкви построили школу. Её через четыре года грибок съел. Так и пустовало это место долгие-долгие годы — Господь берег его, знал, что придет время, когда здесь снова будут люди молиться».

Так оно и произошло: в сентябре этого года в Большой Малышевке был открыт молитвенный дом..

Малышане и рады, и благодарны. «Теперь у нас есть свой храм, и мы называемся прихожанами. А в кротовском храме — сколько бы мы туда ни ездили — мы были только захожанами», — говорит Н. В. Мжельская.

«Мы очень благодарны руководителям, которые занялись этим вопросом, — признается Вера Алексеевна Крюкова. — Для нас, пожилых, это так важно — прийти в свой храм, помянуть усопших, помолиться о близких, о мире. Дай, Господи, всем доброго здоровья, особенно Владимиру Владимировичу Путину — он столько делает, чтобы мир был».

Святыни

Среди тех, кто смог сохранить церковные святыни, была и Прасковья Васильевна Пирожкова. Она рано овдовела, замуж больше не вышла, детей у неё не было, поэтому вела по сути монашескую жизнь — в молитвах и церковных требах — ей дано было право крестить и отпевать. В её доме хранились большая деревянная икона Архангела Михаила, хоругви и Евангелие на церковно-славянском языке, небывало широкого формата, в тяжелом переплете. Она наказывала, чтобы это Евангелие открывали только по большим православным праздникам.

Много времени Прасковья Васильевна проводила со своими племянницами Лидой, Тамарой и Леной, рассказывала им о Боге, о Библии. «Мы впитали всё это уже в детстве, вера стала неотъемлемой частью нашей жизни, нашей души, — рассказала Лидия Михайловна Зайцева. — С тётей мы были так близки, что звали её маманей. Нашу младшую сестру Лену она научила читать по-церковнославянски. Когда маманя умерла, хранившиеся в её доме церковные святыни мы перевезли к нашей маме. В 2013 году открывалась церковь в Кротовке, и мама отдала туда икону Архангела Михаила — тогда ведь и подумать никто не мог, что в Большой Малышевке вновь появится церковь. Сейчас отец Максим, настоятель георгиевского храма, ведет переговоры с отцом Анатолием, настоятелем кротовского храма, о том, чтобы вернуть икону Архангела Михаила в нашу церковь, ведь она носит это имя».

Малышане уверены, что в храм вернётся еще не одна святыня, бережно сохраненная, передаваемая из поколения в поколение. Просто нужно время, чтобы люди поверили: в село вернулся храм. И это надолго. Это навсегда.

 

Татьяна ПАХОМОВА.
Фото Е. Мусогутова.
По материалам газеты «Междуречье» 
№ 76 (1749) от 12 октября 2017 года

 

Из архива

Клировая книга за 1915 год. Ф 32 оп 14 д 434 Большая–Малышевка.

«Михайло-Архангельская церковь построена в 1844-42 годах.

Церковь деревянная, вмещает 1000 богомольцев, колокольня деревянная, ограда деревянная, земли 361 кв. сажень. Служители — священник Иоанн Васильевич Невский, 1855 г.р., дьякон Павел Смирнов, псаломщик Алексей Иванович Источников, 1875 г.р. Староста с 1911 года — Леонтий Дмитриевич Соколов.

При церкви имеется школа грамоты, открыта 12 января 1892 года. Здание школы деревянное, помещения для учителей нет. Обучаются 23 мальчика и 2 девочки. Заведует школой священник Иоанн Васильевич Невский,1855 г.р.,     и дьякон Павел Смирнов».

Фонд 1 опись 12 дело 3166

«Большая-Малышевка: 600 дворов, мужчин —1714, женщин — 1775. Престольный праздник Архангела Михаила.

К церкви приписана Гурьевка: 64 двора, мужчин — 300, женщин — 400. Престольный праздник Космы и Дамиана»

 

Предоставлено Е. В. Карповой.

Певчими в храме Архангела Михаила были Андрей Васильевич и Мария Павловна Крюковы. «Она красавица была, голос у неё божественный, — рассказывают малышане. — Обычные песни не умела петь, а вот молитвы… Люди замирали, слушая их, всем сердцем тянулись к этому молитвенному пению. Очень уж любил её Андрей Васильевич. Когда она умерла, сделал большой железный макет храма Архангела Михаила, установил на её могиле. Он ненадолго пережил свою Машеньку: она умерла в 1986 году, он — в 1989-м. А храм так и стоит на их могилке. Как напоминание — вот каким он был. Как вера в то, что он обязательно возродится».

 

12.10.2017, 409 просмотров.

Новости

27 апреля 2024г.
Кубки, значки и медали
27 апреля 2024г.
Подарили 2000 саженцев
27 апреля 2024г.
Беспилотники на службе у сельского хозяйства
27 апреля 2024г.
В память о Великой Победе

Официальный интернет-портал правовой информации

Актуальная информация для субъектов предпринимательства

Архив новостей:

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Официальный сайт администрации
муниципального района Кинельский Самарской области
Регистрационный номер Эл № ФС 77-74124
СМИ зарегистрировано Роскомнадзором
Учредитель: Администрация муниципального района Кинельский.
Главный редактор: Троц Сергей Васильевич
Адрес электронной почты и номер телефона
редакции сетевого издания: 8 (84663) 21144. trotz@kinel.ru
Вопросы по сайту: Минеев Андрей Дмитриевич

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Электронное Правительство Самарской области

Региональный портал государственных услуг Самарской области

Рейтинг@Mail.ru